Вы усыновили ребенка с задержкой психического развития
Сейчас в нашей стране растет число детских домов семейного типа. Увеличивается количество семей, которые берут на воспитание сирот. С первых дней пребывания ребенка в семье приемных родителей появляется ряд вопросов, связанных с развитием малыша.
Вы усыновили новорожденного ребенка. Вашей задачей в настоящее время является создание оптимальных условий для физического ухода за младенцем и закладки основы для будущего общения. Все усилия следует направить на развитие полноценного "комплекса оживления". Для этого с первых дней пребывания ребенка в семье окружите его заботой и нежностью. Начинайте общаться с ребенком только в позе "под грудью", так же его и кормите. Все процедуры ухода за малышом сопровождайте ласковыми словами. При таких условиях "комплекс оживления" у него появится достаточно быстро.
Если в семье из детского дома есть ребенок более старшего возраста, первое, что нужно сделать новым родителям, - наладить с ним личностное общение.
Первым шагом к такому общению могут быть игры и упражнения, которые развивают познавательную сферу. О том, как развивать познавательную сферу ребенка с задержкой психического развития, мы уже рассказывали. Кроме того, систематические занятия с ребенком нужны не только для коррекции его интеллектуального развития: восприятия, памяти, мышления, развития речевой деятельности. Такие занятия являются мощным фактором для налаживания личностного общения. Систематическая совместная деятельность вызывает у ребенка желание общаться со взрослым: задавать вопросы, обсуждать с ним самые события, происходящие в окружающем мире.
Налаживание личностного общения. Взрослый должен вести себя таким образом, чтобы ребенок стремился поделиться с ним своими проблемами: рассказывать о своих радостях и обидах, страхах и переживаниях. Он должна почувствовать, что его любят, считаются с его мнением, что он кому-то нужен. Личностное общение налаживается постепенно и начинается с общения с глазу на глаз. В процессе такого общения важно, чтобы ребенок поверил в искренность родителей. Самораскрытие происходит постепенно, небольшими "дозами", которые увеличиваются по мере того, как он начинает доверять взрослому. А для этого нужно хранить в тайне всю информацию, которой он делится с вами.
Чтобы лучше понять ребенка, можно использовать метод систематического наблюдения. Для его проведения предлагаем следующие рекомендации.
• Прежде, чем делать какие-то выводы о ребенке, понаблюдайте за ним в различных ситуациях. Вы заметите разницу между тем, как он ведет себя на улице, в комнате, а также во время общения со взрослыми, братьями, сестрами.
• Внимательно наблюдайте за ребенком и умейте выслушать его.
• Спросите себя, как часто он улыбается и что вызывает у него улыбку. Человек, который редко смеется, как правило, недоволен собой и жизнью.
• Прислушивайтесь к интонации его голоса. Грусть может свидетельствовать о внутреннем дискомфорте.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)