Как развивать умственные действия ребенка
Учим сравнивать и сопоставлять предметы.
Дошкольника надо учить сравнивать и сопоставлять предметы.
Сначала дети не понимают, что значит сравнить. На просьбу сравнить два предмета они рассказывают об одном из них, выделяя при этом яркие или хорошо знакомы с практического опыта детали; затем переходят к описанию вторых, сопоставляя его признаки с признаками первого. Определение подобных и отличительных признаков предметов, которые сравниваются, для ребенка остается сложным даже после детального, проведенного с помощью взрослого анализа каждого из них. Так, установив отличительные признаки предметов, они не могут определить подобные, и, наоборот, выделяя общие признаки, не могут назвать отличные.
Умение проводить анализ и сравнивать предметы у детей формируется достаточно длительное время. Основы этого закладываются еще во время ознакомления с цветом, формой, размером предметов. Тогда дети приобретают практический опыт сопоставления формы двух фигур. Устанавливая цвет или величину двух предметов, они сравнивают их с аналогичными свойствами других предметов. Овладев умение видеть сходство предметов по одной, двум признакам, дети учатся замечать однородные свойства в непохожих предметах (например, яблоко и огурец одинакового цвета, но разной формы и т.д.). Далее на доступном материале нужно постоянно привлекать детей осуществлять сравнение отдельных предметов, подводить их к пониманию, что сравнить - это значит определить похоже и отличное в двух или нескольких предметах. Например, можно предложить для сравнения такие группы предметов, рисунков: помидор - огурец; яблоко - груша; морковь - свекла; кошка - собака; кролик - заяц и др. При этом взрослый помогает ребенку, задавая вопросы: «Как называются предметы?» «Чем отличаются друг от друга: цвету, размеру, форме? " "Где они растут?» «Чем питаются?» «Чем похожи эти предметы? "
Как формировать родовые понятия.
К началу обучения в школе ребенок должен знать некоторые родовые понятия: овощи, фрукты, мебель, одежда, обувь, посуда, животные, растения, транспорт.
Осознание ребенком содержания родового понятия происходит постепенно. Сначала ребенок непосредственно знакомится с предметом (наблюдает, смотрит, выполняет с ним действия, слышит от взрослых его название), затем у него формируется представление об этом предмете (знает, для чего он нужен, что с ним можно делать). Позже эти представления он обозначает словами, например: «Это чашка, из нее пьют чай, молоко». Ребенок начинает выделять тот признак в предмете, который приобрел для него значение. Таким признаком является конечно назначение, то, как его использует взрослый.
Обобщение, которого должен достичь ребенок перед поступлением в школу, составляет: знания о предметах, которые входят к определенной группе (родовое понятие) и знания слова-термина, обозначающего эту группу предметов.
При формировании родовых понятий можно выполнять следующие упражнения.
• Подбирать рисунки по функциональному признаку (например, предметы которыми рисуют, едят, пьют, играют, работают и др.).
• Подбирать предметы по материалу из которого они изготовлены (Например, стеклянные, глиняные, деревянные, железные и т.д.).
• Подбирать рисунки по родовому признаку (овощи, фрукты, животные, мебель, птицы, растения, грибы, насекомые и др.).
Несмотря на несовершенное восприятие детей с задержкой психического развития, сначала такие упражнения следует проводить с двумя предметами, увеличивая их количество постепенно.
Для закрепления умения обобщать можно применять упражнения, в которых нужно сгруппировать рисунки с различными родовыми признаками (например, «мебель» - «техника», «овощи» - «фрукты», «птицы» - «насекомые», «обувь» - «одежда» тому подобное).
У детей с задержкой психического развития формирование навыков происходит значительно медленнее. Долгое время движения детей остаются неуклюжими, нечеткими. Для того, чтобы научиться выполнять какое-то действие, например, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, разрезать лист бумаги по начерченной линии, им нужно гораздо больше времени, чем их ровесникам. Действия детей длительное время остаются неровные, нечеткие и медленные. Способность воспринимать инструкцию взрослого, и руководствуясь ею выполнять действия, тесно связаны с интеллектуальным развитием. Присущее детям с ЗПР отставание в интеллектуальном развитии, сложность выработки навыков - все это тормозит формирование умения работать по инструкции, последовательно выполнять задания. Уже с первых дней обучения в школе ребенок «выпадает» из общего темпа работы на уроке, поскольку не может выполнять указаний учителя. Во время наблюдения за работой такого ребенка первое, что бросается в глаза, - это избыток лишних, ненужных для выполнения задания движений, которые напоминают хаотичные попытки, которых могло бы и не быть, если бы ребенок умел анализировать образец, обдумывать и планировать будущую деятельность.
Как учить ребенка работать по образцу.
Еще до школы следует начать учить ребенка работать по образцу, по инструкции. Такую работу можно проводить во время конструирования. Например, взрослый предлагает ребенку составить домик, «такой как на рисунке». Вместе они анализируют образец, определяют последовательность составления конструкции, затем взрослый помогает малышу сопоставлять с образцом каждую часть выполненной работы.
Учить малыша последовательно выполнять ряд действий следует во время рисования. Взрослый разделяет работу, которую должен выполнить ребенок, на отдельные действия, и вместе с ним определяет последовательность их осуществления. Во время рисования того или иного предмета последовательность действий обусловливается воспроизведением одной части после другой. Начинать нужно с наибольшей части или части, которая находится ближе к центру (когда рисуется животное - с туловища, дерево - из ствола), и к этой части дорисовывать другие, меньшие по размеру, которые находятся выше, ниже, по бокам. Так, каждая следующая часть получает опору в изображением, соотносится с ним; в первую очередь изображаются основные части, затем детали.
Постепенно ребенка следует приучать к выполнению словесных инструкций особенно тех, которые связаны с пониманием сложных конструкций с предлогами и наречиями "за", "перед", "между", "у", "около", "далеко"; с пониманием пространственных отношений между предметами. Это умение позволит ребенку ориентироваться в тетради, на странице учебника, будет средством получения математических и грамматических знаний.
Формирование волевой готовности.
Показателем волевой готовности ребенка является произвольность, которая проявляется в способности побороть желание и отказаться от интересной игры ради того, чтобы помочь маме или выполнить поручения (например помогать в столовой), в умении преодолеть страх (войти в кабинет зубного врача, в темную комнату), преодолеть боль и не заплакать (когда нечаянно ударят во время игры). Итак, показателем произвольности является умение подчинить мотивы своего поведения.
В семье воспитание самостоятельности, воли ребенка начинается с четко определенных правил. Следует настойчиво и терпеливо добиваться того, чтобы ребенок добросовестно и до конца делал начатое дело: убирал игрушки и одежду, неуклонно выполнял гигиенические процедуры. Чем младше ребенок, тем он менее способен подчиняться правилам, тем больше нуждается в помощи родителей. В любом случае особое значение имеет положительная оценка, которой взрослый подкрепляет усилия, которые приложил малыш для выполнения того или иного дела. Уже после одобрения сделанного малышом, можно высказать некоторые замечания и тактично помочь ему.
Формируем волю ребенка с задержкой психического развития в игре
Полезными для дошкольника является игры по правилам. Во время игры очень важно следить за последовательностью действий ребенка, формировать у него умение соблюдать правила. Это будет развивать в нем умение регулировать свое поведение, подчинять свои действия и поступки осознанной необходимости
- "Можно", "нельзя", "нужно". Конечно, подбирать игры нужно учитывая возможности ребенка, начинать следует от простых и вести к более сложным. В играх с правилами взрослый, играя с малышом, учит действовать по правилу, а если допущена ошибка, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы снова продолжить игру и исправиться. С этой целью следует использовать и подвижные игры, в которых ребенок должен следить за действиями
партнера, вовремя на них реагировать. К тому же, подвижные игры помогают развивать моторику, что особенно важно для ребенка с задержкой в развитии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)