Как формировать речь у ребенка инвалида
Развитие связной речи, обогащения словаря ребенка с задержкой психического развития напрямую зависит от усилий родителей. Чем чаще они побуждают ребенка рассказывать об увиденном на прогулке в парке, на улице, по дороге в детский сад, тем быстрее развивается его связная речь.
Очень важно учить говорить ребенка определенно, прислушиваться, как говорят взрослые. Поэтому, при чтении рассказа или сказки важно создавать перед маленьким слушателем яркую и правдивую картину зимнего леса, переживания девочки, заблудившегося в лесу, радость зайчика, который нашел свою маму и др. Это будет вызывать у ребенка соответствующие чувства, будет непосредственно влиять на его речевое и эмоциональное развитие.
Учимся рассматривать сюжетные рисунки.
Расширять знания об окружающем мире, обогащать словарь и развитие речи ребенка систематическим рассмотрением сюжетных рисунков.
Рассказ о том, что изображено на рисунке учит ребенка воспринимать предметы, явления окружающего мира в определенной системе. Коллизия рисунка побуждает давать нравственную оценку событиям, сопереживать действующим лицам, которые там изображены.
Рассмотрение сюжетного рисунка ребенком с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Прежде всего - это несовершенное восприятие ребенка. Так, малыш узнает и правильно называет отдельные предметы одновременно много деталей, которые являются существенными для понимания содержания рисунка, остаются вне его внимания. Ограниченность знаний и представлений о различных жизненные явления приводит к тому, что отдельные детали изображений (например, удивление или испуг на лице персонажа), могут восприниматься правильно, но не пробуждают представление об отдельных событиях. Часто наблюдается бессистемность в рассмотрении рисунка, а потому рассказ ребенка о изображенном малосодержателен, ограничивается перечислением изображенных на рисунке предметов. Например, пятилетняя Оксанка, которая отстает в развитии, рассказывает по иллюстрации к сказке "Коза-дереза": "Это лиса. Это заяц. А это такое ... цветок. Лиса стоит. А там еще дерево ". Вот как комментирует эту самую иллюстрацию девочка Галя, которая развивается нормально: "В лесу сидит зайчик и горько плачет. А у него стоит лисичка. Жаль лисичке зайчика и он гладит его по головке. На дереве сидит ворона. Она думает, что же там случилось? "
Ребенка с задержкой в развитии нужно учить рассказывать по рисункам. Для этого можно использовать иллюстрации из художественных книг, детских журналов. При рассмотрении рисунка взрослому следует направлять восприятия ребенка, задавая вопросы, например, такие: "Кто изображен на рисунке?» «Что делают звери?» «Откуда видно, что зайчик плачет?» «Как ты думаешь, лисичке жаль зайчика?» «Где находятся звери?» «Из чего видно, что они в лесу? "Необходимо привлекать внимание к деталям, которые трудно заметить, объяснять их значение, если они малопонятные, активизировать высказывания ребенка. Со временем, вместе с ребенком можно придумывать названия к рисункам, составлять рассказ об одном из персонажей.
Как учить ребенка играть.
Учитывая пониженную активность ребенка с задержкой психического развития, инициативу по организации игры имеет взять на себя взрослый - он придумывает сюжет игры. К тому же, задача взрослого состоит в стимулировании активности ребенка, как при подготовке, так и в процессе игры. Для того, чтобы ребенок успешно выполнял предназначенную ему роль, он должен хорошо представлять сюжет игры. Учитывая ограниченный уровень представлений ребенка об окружающей действительности, отношения между людьми, это ему сделать трудно. Поэтому, когда взрослый предложил ребенку играть, например, в "продуктовый магазин", то перед началом игры такой магазин обязательно следует посетить, обратить внимание ребенка на то, что там делает продавец, кассир, как ведут себя покупатели. Пусть ребенок сам заплатит деньги и получит покупку. По дороге домой нужно еще раз поговорить о том, что происходит в магазине, а придя домой, начать игру. Договариваясь с ребенком, кто какую роль будет выполнять, что будет «деньгами» и «чеками», а что «продуктами», взрослый стимулирует его активность, побуждает проявлять инициативу.
Так же можно играть "в аптеку", "почту" или "поликлинику", предварительно их посетив. Эти игры не только обогащают знания и представления ребенка об окружающем мире, но и готовят к жизни в обществе. К тому же, во время игры у ребенка вырабатывается умение придерживаться определенных правил - выполнять действия в заданной последовательности, воздерживаться от лишних действий, чередовать их в соответствии с правилами. Эти компоненты произвольного поведения у детей с ЗПР очень часто недоразвиты.
Умение регулировать свое поведение производится и во время игры по правилам, в которой участники терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать соответствующее действие, подавлять желание повторить то, которое сделано неправильно.
Почему у ребенка с задержкой психического развития ограниченные знания об окружающей среде.
Важной составляющей интеллектуальной готовности ребенка является общая осведомленность об окружающей среде. Это знание о некоторых социальных явлениях, живой и неживой природы. У детей с задержкой психического развития эти знания ограничены. Так, очень часто дети не разграничивают свои фамилию и имя, не знают очередность времен года, названий птиц, животных и растений, элементарные понятия. Несовершенное восприятие, сниженная познавательная активность ведет к тому, что малыш многое не замечает вокруг себя. Если же предмет не выделяется, то не возникает необходимость назвать его- словарный запас ребенка не пополняется. Закономерно, что скудное представление об окружающем мире неизбежно тормозит развитие речи.
Как формировать знания об окружающей среде.
Началом усвоения знаний об окружающей среде является формирование образов и представлений о конкретных предметах и явлениях и их обозначения словами. Это происходит во время непосредственного восприятия предмета ребенком. Например, поглаживая рукой мягкую пушистую шерсть кошки, малыш слышит словесные обозначения от взрослого: «мягкая пушистая шерсть", "белые лапки и грудка". Непосредственное ощущение мягкости, зрительное восприятие окраски и их речевое обозначение дает ребенку возможность понять и усвоить эти образы.
Итак, предметы, которые воспринимаются должны сопровождаться словом, одновременно слово всегда должно подкрепляться чувственным опытом. Формируя у ребенка знания об окружающем мире, родителям следует обязательно добиться связи между чувством и словом, восприятием и словом, представлением и словом.
Обогащение словарного запаса ребенка представлениями об окружающей среде начинается с быта. Любая работа по хозяйству, которую выполняет взрослый - прекрасная возможность для обучения малыша. Например, мама готовит обед и приглашает ребенка помочь ей, говорит блюда они будут готовить. «Сначала мы сварим борщ и компот, приготовим салат, пожарим котлеты. Ты поможешь мне помыть овощи и фрукты». Мама показывает и называет овощи, которые берет для приготовления борща. Затем, спрашивает ребенка: "Какие овощи мы взяли, чтобы сварить борщ? Как одним словом можно назвать свекла, морковь, лук, картофель (овощи)?». Рассказывает, как готовят салат: "Вот ты помыл овощи, теперь я порежу помидоры, огурцы, перец, лук. Каким одним словом их можно назвать (овощи)? Теперь ты овощи посоли, полей маслом и перемешай. Теперь приготовим компот. Фрукты положим в компот? "Показывает, и помогает ребенку их назвать, потом переспрашивает:" Как одним словом называют яблоко, грушу, сливу (фрукты)?». Поводом для развития малыша может стать и уборка взрослыми в шкафы для посуды, стирка и глажка белья, некая "мужская" работа, например, ремонт утюга или электрического звонка.
Наблюдая работу родителей и принимая в ним участие, ребенок на собственном чувственном опыте познает предметы окружающей обстановки и их название, узнает об их назначении, усваивает элементарные понятия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)