Советы, как поощрять уверенность и самостоятельность у особого ребенка
• Составьте список сильных сторон и потребностей своего ребенка и часто пользуйтесь им;
• если возможно, помогайте вашему ребенку выражать свои мысли. Для образца выражайте перед ним свои мысли вслух;
• упор на положительном: определяйте, поддерживайте и формируйте сильные стороны своего ребенка. Создавайте ситуации, где эти сильные стороны могут лучше проявляться. Признание и похвала от других образуют прочную основу для обучения новых и незнакомых навыков или выполнения задач. Избегайте сравнений ребенка с другими детьми, поскольку это нивелирует уникальность каждой личности;
• предоставляйте вашему ребенку возможности научиться новому - заниматься спортом или рукоделием. Детям нужно чувствовать, что они что-то умеют или знают, как делать;
• создавайте для своего ребенка и поддерживайте ситуации, в которых он будет чувствовать удовольствие от помощи другим;
• помогайте своему ребенку гордиться его этническим происхождением. Расскажите ему о корнях и истории своей семьи. Вместе исследуйте свое родовое дерево. С этими знаниями у ребенка сформируется глубокое чувство самоидентификации;
• сформируйте стабильные образцы общественного поведения. Они помогут детям чувствовать себя более защищенными и лучше решать ряд социальных проблем;
• дома прививайте своему ребенку позицию «я могу», чтобы он уверенно испытывал новые навыки. Когда ребенку не удается достигать успеха, старайтесь выработать у него отношение к этому как к обучению, а не как к поражениям. Спрашивайте: «И чего ты научился?» Или «Что ты сделаешь по - другому в следующий раз?».
Учите ребенка навыкам принятия решений.
Уверенность приходит тогда, когда ребенок имеет навыки решения проблем для принятия правильных жизненных решений. Детям нужен набор навыков, которые помогали принимать решение в меняющихся условиях.
Чтобы помочь своему ребенку решать проблемы, применяйте простую модель их решения, образец которой предоставляется дальше.
• Используйте стратегию успокоения - перед принятием решения сосчитайте до десяти или поговорите сами с собой.
• Определите проблему. Пусть ваш ребенок выразит существующую проблему своими словами. Возможно, вам надо задать ему вопрос, чтобы помочь в этом.
• Сформулируйте возможные пути решения. Не критикуйте одну идею.
• Сузьте варианты, отбросив те из них, которые будут неудобными или непосильными для вашего ребенка.
• Взвесьте все «за» и «против» тех оставшихся вариантов выберите лучший из них. Спросите: «Что будет, если ты попробуешь вот так?»
• Обсудите, что следует делать для воплощения этого решения и как действовать в случае возникновения проблем.
• После принятия решения действуйте.
• Оцените это решение. Насколько удачным было принято решение? Что в следующий раз можно сделать по-другому? Чему вы научились?
Моделируйте навыки решения проблем своего ребенка. Обсудите пути сотрудничества и активной работы с партнерами для поиска взаимовыгодных решений.
Формируйте коммуникативные навыки.
Улучшение коммуникативных навыков ребенка повышает его шансы стать уверенным, независимым и успешным взрослым человеком. Эффективные коммуникативные навыки позволяют детям выражать свои потребности и пожелания, развивать социальные отношения.
Советы, как строить коммуникативные навыки вашего ребенка.
• Поощряйте ребенка выражать собственные идеи, чувства, мысли и взгляды, а сами внимательно слушайте. В семье обсуждайте события во время ужина, поездок на машине, прогулок или перед сном.
• Слушайте своего ребенка. Добавляйте несколько слов, чтобы подбодрить, поощрить к общению. Когда навыки активного слушания моделируются дома, ребенок, вероятно, будет повторять их во время своего общения с другими.
• Поощряйте ребенка задавать вопросы.
• Давайте ребенку возможность общаться с различными людьми: соседями, членами семьи, меньше детьми или профессионалами.
• Для тренировки коммуникаций в различных ситуациях используйте ролевые игры.
Стимулируйте дружеские отношения.
Детям с особыми потребностями могут потребоваться поддержка и поощрение для налаживания дружеских отношений. Взаимодействуя с другими людьми, дети учатся решать свои собственные конфликты, понимать общественные рамки, получать уважение других и развивать чувствительность к уникальным потребностям других людей.
Советы, как развивать дружеские отношения.
• Обсуждайте элементы дружбы - уважение, доверие, удовольствие, принятие.
• Поощряйте детей приглашать их друзей к себе домой.
• Пригласите друга вашего ребенка на какое-то семейное событие.
• Предложите группы, команды или организации, к которым может присоединиться ваш ребенок - часто дружба возникает в организациях, где у детей есть общие интересы.
• Поощряйте ребенка задавать вопросы и демонстрировать интерес к другим людям.
Наставники-сверстники.
Наставники-сверстники могут помочь детям с особыми потребностями развивать социальные и дружеские навыки; быть ролевыми моделями, источником информации, читателями и друзьями в обучении; внести свой вклад для учебной ситуации, поскольку говорят на том же «языке» и часто должны подобный опыт.
Учите отстаиванию собственных интересов.
Самоадвокатство означает высказываться и предпринимать активные действия для улучшения ситуации. Впервые дети приобретают навыки отстаивания собственных интересов при наблюдении, как это делают за них родители, школьный персонал и др. Замечательным способом подготовки детей к их привычной роли самоадвокатства является моделирование эффективного и сотруднической отстаивания собственных интересов.
Дети, которые научились навыкам самоадвокатства в юном возрасте, лучше подготовлены к самостоятельности в старшем возрасте. Те, кто должны сильные навыки самоадвокатства, должны хорошо понимать, как их ограниченные возможности влияют на обучение.
Советы по обучению вашего ребенка навыкам отстаивания собственных интересов.
• Начинайте с детства обсуждать сильные стороны и образовательные потребности вашего ребенка, а также наблюдайте, когда он учится лучше. Привлекайте его к обсуждению при составлении индивидуализированного плана - даже просто слушая, он сможет учиться сотрудничеству и решению проблем.
• Как можно раньше начинайте привлекать ребенка к встречам с учителями. На школьных заседаниях выделите время для того, чтобы ваш ребенок отчитался о своих успехах и высказал пожелания.
• Помогайте своему ребенку готовиться к встречам или разговорам с учителями и к другим ситуациям, касающиеся обучения. Выделите время, чтобы помочь своему ребенку записать необходимые для обсуждения темы. Если нужно, проведите ролевую игру или моделирования ситуации.
• Привлекайте ребенка к планированию и внедрению ИУП. Уровень участия в планировании и заседаниях должен расти в соответствии с ростом самого ученика.
• Формируйте возможности для создания планов и предоставлению выбора.
• Помогайте ребенку устанавливать соответствующие и реалистичные образовательные цели и просматривайте результаты после их достижения.
• Как можно больше привлекайте ребенка к оценке его деятельности.
• Помогайте ребенку быть подготовленным и организованным. Чтобы быть эффективным, самоадвокатство должно быть организованным и информированным.
• Поощряйте ребенка сообщать другим, что усилия замечены и должным образом оценены. Способность положительно влиять на других - важная составляющая отстаивания собственных интересов. Создавайте возможности общения с ровесниками, которые должны особые потребности - дети смогут в них также учиться. Видеозаписи успешных результатов могут быть сильным стимулом для некоторых детей (и их семей).
• Отдавайте себе отчет, как нелегко заниматься самоадвокатством и поддерживайте попытки своих детей.
• Понимайте, что навыки отстаивания собственных интересов следует демонстрировать, практиковать в ролевых играх, тренировать и оценивать. Предоставляйте активную поддержку в начальной и средней школе, чтобы получить высокие результаты самостоятельного поведения в старшей школе.
• Советуйтесь с учителями своего ребенка по стратегиям и предложениям для обучения навыкам отстаивания собственных интересов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)