Особенности повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В каждой образовательной организации есть дети , имеющие ограниченные возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ). Как должны измениться образовательные программы дополнительного профессионального образования для педагогов, работающих с этими детьми? Опыт реализации программ повышения квалификации для данной категории педагогов дает нам возможность осмыслить некоторые подходы к изменению их содержания и технологий реализации.
Первая особенность заключается в необходимости определения вместе с педагогами – участниками образовательной программы личностных и профессиональных затруднений, выявлены следующие типичные трудности и проблемные ситуации:
- педагоги сравнивают достижения детей нормы с достижениями детей с ОВЗ и высказывают переживания недостаточности или отсутствия результатов («они все равно не победят ни в каких конкурсах и никогда не получат первых мест», «мы с ним учим, учим, а завтра опять все с начала»);
- длительность времени и отсроченность результатов образования детей с ОВЗ («не могу я с ним столько заниматься, на других детей времени не останется», «будет ли он вообще, этот результат»);
- беспомощность (или уклонение) родителей в решении проблем детей («они отдают нам детей, как в камеру хранения», «им бы только пристроить детей, а с нас требовать», «им ничего не надо»);
- равнодушное отношение социума к судьбам детей (отсутствие перспектив трудоустройства, избегание общения, не востребованность и обесценивание результатов их деятельности) («такие дети никому не нужны, с ними очень много хлопот», «им за работу копейки платят, поэтому лучше на пособие жить», «переведите в другой класс или спецшколу, надо перевести на индивидуальное обучение»);
- ограниченность и скудность предметно развивающей и коррекционной среды («пособия делаем сами, их мало, денег не выделяют», «нет специального персонала, кто их поведет, нет транспорта, велики транспортные расходы»);
- недостаточность времени для саморазвития, самообучения, овладения ИКТ технологиями, участия в грантах и профессиональных конкурсах («я не смогу показать результаты, т.к. они очень маленькие, а педагогов оценивают по количеству победителей», «все требуют отчеты, а с детьми работать некогда», «какие ИКТ, нам бы у них элементарные навыки самообслуживания сформировать»).
Вторая особенность – определение с каждым из педагогов, слушателей образовательной программы, его индивидуальной профессиональной задачи и тех педагогических способов, которые необходимы ему для ее решения. Так, например, профессиональной задачей может стать освоение способов педагогического наблюдения и фиксации затруднений ребенка, его эмоциональных состояний. Вместе с педагогами ищут и апробируют другие способы взаимодействия с родителями, основанные на поддержке и сотрудничестве (определение потребностей родителей, признание их сложной жизненной ситуации, учета семейной культуры и традиций). Одна из важных инструментальных составляющих решения профессиональных задач – это выбор социальных партнеров. Важно научить педагогов, выбирая социальных партнеров учитывать не только свои интересы и потребности, но и обязательно учитывать их интересы и возможности, создавая долговременные программы партнерства и сотрудничества. Решая задачу изменения среды жизнедеятельности детей с ОВЗ, мы вместе с педагогами учимся анализу ее ценностного содержания с точки зрения влияния на нравственные установки и возможности социализации личности.
Третья особенность курсов повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, является их практическая ориентированность, направленность на получение конкретного социально значимого продукта и для педагога, и для его воспитанников. В практике реализации дополнительных профессиональных программ обеспечивают проектирование и реализацию следующих продуктов: изменение персонифицированной среды жизнедеятельности (личного пространства), изменение предметно развивающей среды внутри образовательной организации, изменение социальной среды.
Четвертая особенность – осознание ценностных оснований профессиональной деятельности, определяющих выбор способа обеспечения продукта как результата, влияющего на социализацию детей с ОВЗ. Для этого в ходе проведения занятий с педагогами уделяется внимание появлению смыслов деятельности, освоение субъектной позиции участников образовательных отношений. Осознание педагогом собственных ценностей приводит к обретению педагогом и собственной «ценности», что является показателем личностного роста педагога и условием личностных изменений воспитанников.
Эффективность повышения квалификации педагогов, работающих с детьми ОВЗ, проявляется в результатах (изменениях) у обучающихся.
Проектировочная деятельность педагогов направлена на согласование с каждым ребенком его индивидуальной программы, результата – личностно и социально значимого продукта. Один из подростков создал свою персональную выставку творческих работ. Для этого он записался в кружок, где освоил разные техники художественно прикладного творчества. Наряду с освоением новых способов деятельности, результатом для подростка стало изменение его отношений со сверстниками и младшими детьми (с которыми он занимался в кружке), уменьшилась его конфликтность, появилось эмоциональное спокойствие и приветливость, чувство гордости и самоуважение. Признание его достижений стало мотивом для продолжения творческой деятельности. Между курением и занятием творческой деятельностью подросток стал выбирать творчество при продолжающейся активной поддержке педагогов. Другой - подросток девочка, для которой был характерен в одежде мужской стиль и поведение, приближенное к мужскому гендеру. Вокальные данные и желание девочки участвовать в музыкальном конкурсе образовательного учреждения позволили педагогам предложить ей занятия в музыкальном кружке, пройти прослушивание, выбрать репертуар, сшить концертное платье для выступления на конкурсе. Девочка с увлечением занималась пением, сама шила платье, с помощью педагогов подбирала аксессуары, выбирала подходящую прическу. Эта деятельность по преобразованию ее имиджа, изменению способов поведения, ее эмоциональной выразительности привела к минимизации ее тревожности, большей контактности с девочками вокального кружка, доброжелательности к взрослым, отзывчивой к их советам. Результатом стало желание участвовать в следующих конкурсах и не осталось времени и потребности курить.
Результаты детей убедили педагогов в необходимости индивидуализированных программ сопровождения и возможности эффективной социализации детей с умственной отсталостью.
Проекты «Комната моей мечты» и «Зеленый уголок для отдыха», выполненные педагогами двух разных детских домов с детьми, имеющими нарушения слуха.
«Комната моей мечты» – проект, сделанный совместно с девочками 10–12 лет. Педагоги обратили внимание на небрежное отношение детей к своим вещам, на нежелание и неумение детей обустроить комнату, в которой они живут. Девочкам предложили помечтать и нарисовать комнату, которая отражала бы их индивидуальные интересы, наполнена предметами, которые они создали сами. Сходили в музей и в библиотеку, познакомились с современным дизайном оформления дома, его элементами. Выбрав дизайн, они освоили технику вязания, вместе с педагогами девочки купили в магазине пряжу и начали вязать. Распределив, кто из них что будет вязать, девочки смогли сделать салфетки на стол, наволочки на маленькие подушки, элементы штор, пледы на кровати, тапочки, платья и шапочки для своих кукол. Девочкам удалось достаточно точно реализовать свой замысел по эскизам, их комната стала уютной и привлекательной, вызывала интерес и удивление у других детей и взрослых. Вложенный в создание комнаты труд позволил изменить отношение к вещам, сделанным как своими руками, так и усилиями других людей. Результатом стали навыки понимания друг друга и способности договариваться в коллективной деятельности. Социализирующим эффектом стал опыт организации собственного, индивидуализированного, самостоятельно организованного жизненного пространства.
Проект «Зеленый уголок для отдыха» – проект, сделанный совместно с мальчиками 10–12 лет. Воспитатель группы откликнулась на потребности воспитанников в специально организованном пространстве для отдыха и настольных игр, т.к. в условиях детского дома мальчики находились в общем, открытом пространстве без выделенных зон для уединения. Отсутствие возможности побыть одному, вдвоем, а не в большой группе детей приводило к достаточно частым конфликтным ситуациям. Педагог предложила ребятам «зонировать» пространство игровой комнаты – создать полки стеллажи для цветов, отгораживающие уголки для отдыха, игры и занятий. Ребята нарисовали эскизы полок, выбрали наилучший и возможный для изготовления, договорились о помощи с учителем технологии, просчитали стоимость необходимых материалов. Начав изготовление полок стеллажей, ребята захотели наклеить обои в уголке отдыха. Появилась идея разместить на полках зеленые растения. Для осуществления этой идей мальчики вместе с воспитателем пошли в цветочный магазин и попросили передать им цветы, которые подготовлены к списанию. Ребята восстановили погибающие растения, разместили их на сделанных полках в уголке отдыха. В благодарность дети расчистили от снега двор и тропинки к магазину цветов и изготовили подарок панно, который продавцы разместили в интерьере магазина. Результатами проектной деятельности для мальчиков стал опыт организации и изготовления изделия совместными усилиями, опыт выбора социального партнерства и учет его интереса. Появилось самостоятельно организованной пространство для отдыха, вызывающее уважение и восхищение со стороны других детей и взрослых, уменьшилось количество конфликтов, появилось намерение сделать личные полочки для своих вещей.
Результаты данных проектов показали возможность социализации слабослышащих детей, решать с ними ориентационные задачи, помогать детям в осознании равноправности участия в социальной жизни.
Проект «Я и моя коллекция» был сделан педагогами общеобразовательного учреждения с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата. Понимая сложность нарушения и необходимость обеспечить принятие этих детей детским коллективом, предложили всем сделать презентацию своих коллекций. Каждый ребенок имел возможность подумать, в том числе и совместно с родителями, в какой форме и коллекции каких предметов можно показать друг другу. Оказалось, что дети собирают календари, монеты, значки, наборы игрушек из киндерсюрпризов, наклейки, мягкие игрушки, игрушек динозавриков, машинки, игры, ракушки, магнитики на холодильники. Педагог организовал образовательный процесс так, что каждый ребенок имел возможность рассказать о себе, свое увлечении и показать ребятам свою коллекцию. Родители сделали фотографии этих презентаций и оформили школьную фотовыставку «Наши первоклассники и их увлечения». Результатами этого проекта стало принятие детей друг другом на основе знакомства с их интересами. Появились основания для установления отношений взаимного интереса, возможности организации и продолжения совместной деятельности детей и родителей класса. В школе появилась информация об увлечениях, хобби первоклассников, и для старших школьников это стало поводом уважительного отношения к младшим. Родители познакомились с увлечениями учащихся класса, обеспечили принятие их детей в школьном сообществе, что является одним из условий безопасности первоклассников в школе. Детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата и их родителям удалось вызвать интерес к себе как личности, независимо от их физических недугов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)