Педагогический совет как средство повышения квалификации педагогов в инклюзивных классах
В современной научно методической литературе можно встретить подробные характеристики сущности, содержания, функций, форм и способов организации педагогических советов.
Педагогический совет – это:
– консилиум педагогов профессионалов по вопросам организации образовательного процесса в школе;
– система и способы обучения, консолидации коллектива, демократизации управления, расширение границ общественно педагогической деятельности, обсуждения насущных проблем и вопросов, разработка коллективных проектов решений и принятия их;
– форма методической работы и т.д.
Создание творческой группы при подготовке к каждому тематическому педсовету позволяет привлечь к нему максимальное количество участников. Обязательным элементом каждого педсовета является мотивационный компонент: начало или конец педсовета – в стихах (используются материалы сети Интернет или собственного сочинения); используются игровые моменты; элементы психологической разгрузки; зарядки; работа в группах; проблемные ситуации и т.д. Готовится презентация по теме педсовета; оформление (мудрые мысли, памятки, эмблемы и т.д.).
Проведение педагогического совета становится коллективным творческим делом, в котором каждый педагог принимает участие.
Цель педсовета: анализ деятельности педагогического коллектива по реализации принципа коррекционной направленности обучения и воспитания и определение путей усиления коррекционной направленности образовательного процесса.
Задачи:
1. Оценить эффективность коррекционной работы в целом, осознать общие и частные задачи, которые стоят перед каждым участником образовательного процесса, для усиления коррекционной направленности обучения и воспитания.
2. Вычленить факторы и условия положительно или отрицательно влияющие на деятельность педагогического коллектива по реализации принципа коррекционной направленности образовательного процесса.
3. Развивать творческо поисковую деятельность педагогов и эффективное взаимодействие с коллегами.
Актуальность выбора темы педсовета.
Задача инклюзивной школы состоит в создании условий жизни и обучения, способствующих не столько усвоению обучающимися программного материала, сколько появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Однако, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые коллективом школы для совершенствования образовательного процесса, нам подчас не хватает знаний о том, как эффективно реализовать коррекционную работу на уроках и воспитательных занятиях, каковы технологии развития механизма компенсации у детей с интеллектуальной недостаточностью, каким путем достичь успеха в решении проблемы социальной адаптации.
Необходимы знания принципов коррекционно развивающего обучения; умение формулировать цели, определять тип, структуру урока, подбирать соответствующие методы и приемы; необходимо качественное изменение подходов педагогов к планированию и проведению ими уроков и внеклассных занятий.
В результате систематического анализа педагогической деятельности научиться выявлять скрытые резервы коррекционного воздействия на обучающегося в ходе каждого мероприятия. Таким образом, осмысление сути коррекционно развивающего обучения актуально и сегодня.
Далее целесообразно повторить ключевые понятия: «коррекция», «компенсация», «дефектологические принципы», «коррекционные цели» и т.д.
2. Коррекционная направленность образовательного процесса
– на уроках;
– в воспитательной работе;
– на специальных (коррекционных) занятиях;
– в дополнительном образовании.
По данному вопросу выступают:
1) учитель начальных классов отметила, что в последние годы дети приходят в школу неподготовленными к обучению. Звукопроизношение не соответствует норме. Главная задача – коррекция речевых недостатков. При этом ведущими технологиями являются – игровые;
2) учитель трудового обучения – о роли и месте трудового обучения в системе коррекционной работы; о приемах, методах, технологиях, применяемых на уроках трудового обучения;
3) воспитатель – коррекция психических процессов, поведения обучающихся прослеживается во всей воспитательной деятельности, главная цель которой – социальная адаптация;
4) учитель логопед – основные направления логопедической работы и результаты; учитель дефектолог – о развитии психомоторики и сенсорных процессов;
5) педагог дополнительного образования – об изобразительной деятельности как одном из коррекционных средств;
6) учитель ритмики – о коррекционных целях и задачах уроков ритмики; о новых формах работы, коррекционных технологиях, применяемых на уроках ритмики.
Выступления педагогов сопровождается презентациями фрагментов уроков, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий. Вследствие чего, все педагоги смогли проследить организацию коррекционной работы в школе с ее успехами и проблемами.
Психологическая зарядка.
Чтобы снять напряжение и усталость, провели упражнение «Волшебная формула», которое направлено на овладение приемами релаксации, и способствует повышению энергетического потенциала:
«Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
«На пути нет преграды, все получится так, как надо».
«Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
«Мы бодры и энергичны, и дела идут отлично».
Поиск путей усиления коррекционной направленности образовательного процесса.
Педагогический коллектив при подготовке к педсовету был разделен на четыре группы:
1 группа – учителя;
2 группа – воспитатели;
3 группа – социализация;
4 группа – специалисты.
Каждая группа готовила домашнее задание:
1. Три коррекционные цели (урока, внеклассного занятия).
2. Три - четыре педагогических технологии, применяемые в образовательной деятельности.
3. Методы и приемы коррекционной работы (три - четыре метода).
4. Коррекционные упражнения (10 упражнений).
5. Пути усиления коррекционной направленности образовательного процесса.
После обсуждения в группах на доске появилась структура образовательного процесса: цели, педагогические технологии, методы и приемы, пути усиления коррекционной направленности образовательного процесса.
Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия. Каждый педагог планирует свою коррекционную работу, опираясь на свой предмет, но, в то же время координирует ее с целями других специалистов.
В результате совместного поиска определяются пути усиления коррекционной направленности образовательного процесса через единство педагогических требований; преемственность в деятельности учителя, воспитателя, специалистов коррекционного блока; расширение дополнительного образования; усиление работы с родителями.
Принятие решения педсовета.
1. Усилить коррекционную направленность образовательного процесса через:
а) использование коррекционно развивающих упражнений на всех уроках и во внеурочной деятельности;
б) создание системы специально разработанных коррекционных упражнений по развитию высших психических функций и сенсомоторной сферы;
в) внедрение новых коррекционных технологий в образовательный процесс.
2. Развивать педагогическое взаимодействие как важнейшее условие коррекционной работы посредством:
а) проведения консультаций специалистовдефектологов для учителей и воспитателей;
б) проведения совместных заседаний школьных методических объединений;
в) взаимопосещение уроков.
3. Оптимизировать взаимодействие с родителями.
4. Вырабатывать у обучающихся общепринятые нормы поведения через расширение взаимодействия со средой нормально развивающихся сверстников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)