Качество образования в условиях преемственности коррекционных школ и учреждений профессионального образования
Рост количества подростков, испытывающих затруднения в освоении образовательных программ увеличивается с каждым годом. В наше учебное заведение приходят подростки, имеющие различный уровень отклонений в общем развитие и девиаций в поведении. Их неуклонный рост, а в настоящее время лица с ограниченными интеллектуальными возможностями составляют, примерно, 5% населения страны, свидетельствует о необходимости глубокого анализа причин и условий дезаптационных процессов, поиска действенных средств, форм и методов учебно воспитательного процесса. Это необходимо для преодоления условий, препятствующих развитию подростков, устранению негативных межличностных отношений и дискомфортных условий социальной среды. Переживание подростком состояния эмоционального неблагополучия, внутреннего дискомфорта, обусловленные уровнем низких достижений, требуют целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся в процессе решения развивающих и образовательных задач.
В коррекционных группах в процессе обучения необходимо компенсировать последствия физических заболеваний, корригировать недостатки умственного развития подростка. Поэтому конкретные методы и приёмы работы с учащимися должны не только обеспечить сообщение определённой суммы общеобразовательных знаний и профессиональных компетенций в объёме, доступном усвоению умственно отсталым учеником, но и оказать положительное влияние на ход его развития.
Основной целью профессионального обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья является формирование общих и профессиональных компетенций, позволяющих в дальнейшем адаптироваться в обществе. Профессиональная подготовка должна рассматриваться как основа реабилитации, позволяющая достигнуть и поддерживать оптимальный уровень самостоятельности и жизнедеятельности.
Принимая на обучение подростков с ограниченными возможностями здоровья, мы сталкиваемся со следующими проблемами:
– в учреждениях НПО сроки профессиональной подготовки рабочих по многим специальностям составляют 1–2 года. Такие же сроки устанавливаются и для подготовки умственно отсталых лиц. При этом не учитываются трудность и медленный темп их обучения, отставание от нормы не только в психическом, но часто и в физическом развитии;
– несоответствие профилей обучения в коррекционных школах профессии, которую должны освоить их выпускники в нашем учебном заведении, отсутствие необходимого учебно программного материала, недостаточная нормативно правовая база, подготовка специалистов, способных обучать этих подростков, а также осуществлять медико педагогическое сопровождение.
Практика показывает, что далеко не каждый преподаватель может работать с такими подростками, эффективно организовывать учебный процесс, добиваться ощутимых результатов в изменении их поведения в освоении профессиональных компетенций. Не у всякого педагога или мастера хватает готовности, эмоционально психологической устойчивости, толерантности, наконец, просто терпения во взаимоотношениях с обучающимися. Подчас сложно установить контакт, наладить доверительные отношения без чего просто невозможна реализация принципа равных возможностей. Сложно управлять ситуацией, находить нестандартные, инновационные приёмы и решение конкретных задач.
Вместе с тем преподаватели и мастера производственного обучения коррекционных групп испытывают недостаток в знаниях об особенностях и причинах аномального поведения и деятельности своих учащихся, о специфике усвоения ими профессиональных знаний, нуждаются в специальных методических пособиях и технологиях, дидактических материалах, которые редко кто может разработать самостоятельно.
Для повышения эффективности в реализации образовательных стандартов появилась необходимость в создании «проблемной» группы заинтересованных педагогов, на заседаниях которой обсуждаются актуальные вопросы специальной педагогики с приглашением специалистов методического центра и коррекционных школ, выпускники которых стали учащимися профессионального учебного заведения. Здесь ведущая роль должна принадлежать социальному педагогу, который по положению должен курировать выпускников в течение 3 лет по окончании специального учреждения, что практически не соответствует действительности. Совместная работа формирует непрерывный характер профессиональной подготовки с учетом преемственности специальной школы и профессионального учебного заведения.
Для достижения эффективных результатов в профессиональном обучении подростков с ограниченными возможностями здоровья был составлен план мероприятий. Но прежде необходимо было разработать экспериментальную программу комплексного реабилитационного сопровождения обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основными задачами которой являются:
– освоение обучающимися социальной компетенции;
– ориентация на будущую профессиональную деятельность;
– формирование коммуникативных навыков, навыков делового, профессионального общения.
Особое внимание должно уделяться мотивационной стороне обучения, стимулирующей развитие интереса к познавательной и профессиональной деятельности обучающихся.
Инновационный подход к отбору методов обучения должен определяться рядом факторов:
– при отклонении в умственном развитии предпочтение отдаётся методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохраненные функции системы организма. Методы словесной передачи учебной информации являются лишь дополнением к практическим и наглядным;
– при нарушениях речи предпочтительнее словесные методы, которые в целом не могут использоваться как ведущие. В этом случае к речи педагога предъявляются особые требования;
– при нарушении словесно логического мышления предпочтение отдается индуктивному, репродуктивному, объяснительно иллюстративному, наглядному и частично поисковому методам, т.к. при этих нарушениях значительно ограничиваются возможности педагога в использовании логических и гностических приёмов;
– при умственной отсталости страдает наглядно образное мышление, поэтому в процессе освоения обучающимися учебного материала необходимо подключать как можно больше источников информации в разных восприятиях объекта, опираясь на органы чувств – зрение или слух, полезно использовать осязание и обоняние.
Для решения задачи формирования коммуникативных навыков, навыков делового, профессионального общения является необходимым обеспечение условий для вхождения выпускников с особыми образовательными потребностями в самостоятельную взрослую жизнь. Это является одной из важных проблем теории и практики отечественного профессионального образования, так как учащиеся с проблемами в физическом и интеллектуальном развитии нуждаются в специальных условиях и технологиях освоения норм и опыта жизнедеятельности в обществе, адаптации в социальной и профессиональной сферах. Её решение связано с расширением сети специальных образовательных учреждений, в том числе профессионального образования. Пребывание и обучение таких учащихся в специальных (коррекционных) учреждениях и группах обеспечивает ряд положительных условий и возможностей для коррекции нарушений развития и компенсации дефекта.
Вместе с тем нахождение подростков с нарушениями интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях, ограничение их жизнедеятельности рамками этих групп сужает возможности установления контактов с нормально развивающимися сверстниками, затрудняет формирование позитивного опыта взаимодействия с разными людьми и способности к преодолению трудных жизненных ситуаций.
Эффективность трудовой подготовки выпускников коррекционных групп во многом зависит от организации завершающего этапа трудового обучения.
На базе нашего учебного заведения созданы ресурсные центры профессиональной подготовки, работающие по принципу малых производственных предприятий. Это не только учебно лабораторное оборудование, но и учебно методические, информационные, кадровые и другие виды ресурсов, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных рабочих кадров. Профессиональное обучение операторов швейного оборудования, изготовителей мясных полуфабрикатов в ресурсных центрах позволяет максимально приблизить учебную обстановку к производственной, что облегчает реабилитацию выпускников с ограниченными интеллектуальными возможностями, их социально профессиональную адаптацию и полноценное включение в жизнь общества.
Характерной особенностью учебно воспитательного процесса является не пассивное приспособление педагогов и мастеров производственного обучения к слабым сторонам психики учащихся, а активное воздействие на их умственное и физическое развитие с учетом потенциальных возможностей каждого, поиск инновационных приёмов, эффективных методов, форм и средств, реализация дифференцированных обучающих технологий, оказание действенной помощи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)