Мониторинг социально трудовых компетенций в рамках трудового обучения детей с умственной отсталостью
Данная тема является особо актуальной в системе специального образования, поскольку оценка качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья значительно отличается от принятых в системе массовых образовательных учреждений.
Это приводит к возникновению проблем в системе специального образования в вопросах мониторинга образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Среди таких проблем следует обозначить:
– отсутствие научно методических разработок по проведению мониторинга и оценки качества образовательного процесса в целом и качества трудового обучения в частности;
– отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований образования обучающихся с умственной отсталостью, требования которых выступали бы критериальной основой оценки качества образования данной категории детей.
Для разрешения данных вопросов поставлена следующая цель: разработка критериев и показателей мониторинга качества трудового обучения учащихся с умственной отсталостью 5–9 классов.
Для достижения этой цели рассмотрен анализ практики мониторинга качества трудового обучения учащихся с умственной отсталостью в образовательном учреждении для обучающихся с данным типом нарушения.
Одной из составляющих мониторинга являлась карта «Отслеживания динамики овладения трудовой деятельностью учащихся», которая была разработана с целью отнесения учащихся к одной из типологических групп и выработки рекомендаций по коррекционной работе с учащимися. В данной карте критериями являлись –стороны трудовой деятельности – целевая, исполнительная, энергетическая стороны. В качестве шкалы оценивания используются следующие уровни формирования трудовых навыков: сформирован навык, не сформирован навык, слабо сформирован.
У действующей системы мониторинга трудового обучения учащихся с умственной отсталостью имеются достоинства и существенные недостатки. Остановимся на некоторых недостатках:
– критерии и показатели мониторинга не соответствуют ценностным ориентирам образования, современным представлениям о планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы;
– не учитывает небольшие изменения в общем развитии учащихся и в овладении ими трудовой деятельностью.
Таким образом, имеет место необходимость обновления критериев и показателей мониторинга качества трудового обучения учащихся с умственной отсталостью в соответствии с современными подходами.
В связи с этим особое значение приобретает разработка критериев и показателей мониторинга качества трудового обучения учащихся с умственной отсталостью 5–9 классов.
Для создания мониторинга исходят из требований к результатам освоения основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, где планируемые результаты дифференцируются на личностные, межпредметные и предметные результаты.
Цель мониторинга – получение информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных у учащихся с умственной отсталостью и определения их соответствия планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы по трудовому обучению.
Представим мониторинговую карту, которая представляет собой таблицу из следующих колонок:
колонка 1 – результат обучения (межпредметные, предметные, личностные результаты);
колонка 2 – универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
колонка 3 – содержание критериев (более подробно расписан каждый критерий);
колонка 4 – шкала оценивания, в зависимости от того, насколько устойчиво проявляется каждый критерий в трудовой деятельности учащегося, настолько он оценивается количественно по пятибалльной системе;
колонки 5–10 в карте мониторинга – отслеживаются выше обозначенные критерии по классам
В качестве критериев оценки достижения предметных результатов освоения обучающимися образовательной программы по трудовому обучению рассматриваются регулятивные универсальные учебные действия:
1) умение планировать, составлять план и последовательность действий;
2) умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
3) умение адекватно комментировать и оценивать свои достижения и достижения товарища;
4) умение следовать инструкциям учителя и разным правилам при
работе;
5) умение способность к волевому усилию преодоления препятствий, трудностей;
6) умение организовать рабочее место, соблюдать порядок на рабочем
месте;
7) умение выполнять целесообразную деятельность на оптимальном (индивидуальном) уровне эффективности в течение занятия ( работоспособность). Например, этот критерий относится к энергетической стороне трудовой деятельности (т.е. в данном формате мониторинга мы учитываем всю классификацию данного автора) и так по каждому критерию;
познавательные универсальные учебные действия:
1. умение находить информацию в учебниках и других источниках;
2. умение использовать символические средства;
3. умение анализировать изделие, вид деятельности;
4. умение строить речевое высказывание.
коммуникативные универсальные учебные действия:
1. умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками;
2. умение организовать совместную деятельность в парах, группах;
3. умение высказывать собственное мнение и слушать мнение товарищей.
В качестве критериев оценки достижения личностных результатов освоения образовательной программы по трудовому обучению мы рассматриваем следующие:
1. отношение к трудовой деятельности;
2. понимание выполнения, соблюдения техники безопасности;
3. бережное отношение к результатам своего труда, школьному имуществу, аккуратности при работе;
4. понимание необходимости «становиться лучше»;
5. активность в общении со сверстниками.
В качестве критериев оценки достижения предметных результатов по профилям трудового обучения мы рассматривается следующие умения:
1. умение применять правила техники безопасности при работе;
2. умение применять специальную терминологию по профилю трудового обучения;
3. умение применять технологическую последовательность по профилю;
4. умение организовать рабочее место по профилю.
Таким образом, результаты использования предлагаемого мониторинга качества трудового обучения учащихся с умственной отсталостью будет носить современный предметно практический характер и позволит получить более полную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у учащихся в процессе освоения образовательной программы по трудовому обучению.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)