Трудовая адаптация и социализация обучающихся имеющих сложный дефект, на уроках ремесла
В результате демократических преобразований, прошедших в нашей стране в последние годы XX века, ратификации многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека, в том числе прав ребенка инвалида, произошли огромные изменения в системе специальной помощи детям, имеющих сложный дефект. Независимо от состояния здоровья и психофизического развития были признаны равными все категории детей, за ними было закреплено право на получение образования для «наиболее полного, по возможности, включения ребенка в социальную жизнь и достижения развития его личности». Включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему специального образования потребовало новых форм обучения, апробации вариативных программ и дидактических средств.
Исследователи, ученые, педагоги практики доказывают, что трудовое обучение должно занимать ведущее место в общей системе учебно воспитательной работы с такими детьми. Удовлетворение в потребности в труде является одним из условий успешной интеграции их в общество. А для этого мы должны помочь ребенку овладеть необходимыми умениями и навыками, создать необходимую среду, обеспечить детям адекватную педагогическую поддержку. На уроках ремесла «Обслуживающий труд» обучающиеся приобретают навыки ухода за помещениями, территорией, комнатными растениями, а имеющиеся у детей серьезные физические и психические нарушения не являются противопоказанием к элементарному труду.
Учащиеся в начале учебного года знакомятся с правилами поведения в кабинете труда и обязанностями обучающихся. Особое внимание уделяется технике безопасности и соблюдению санитарно гигиенических требований. Знакомство с рабочим инвентарем проходит последовательно, путем многократных упражнений и тренировок. Простые, на наш взгляд, двигательные упражнения, даются детям с трудом.
Любая работа над заданием начинается с ориентировки в самом задании. Школьники должны знать, что им необходимо сделать, познакомиться с предметами, которые им придется обрабатывать, с инвентарем, который им потребуется для работы, правилами его использования и трудовыми действиями, необходимыми для выполнения работы. Но прежде всего, до ученика необходимо довести цель работы и для чего эта работа проводится, чтобы у школьников возникло желание трудиться, более серьезная мотивация. Она значительно повысится, если учащиеся в той или иной мере осознают значимость своей работы. Для этого учитель должен показать ученикам практический результат. Особого внимания требует проведение пробного выполнения трудовых действий. Первые попытки обычно сопряжены с неудачами. Каждый ребенок поэтому должен поупражняться в выработке приемов работы. Тренировочные упражнения формируют у школьников готовность к овладению навыком. Огромную помощь в этом оказывает сопряженная деятельность педагога и учащегося – «рука ребенка в руке взрослого», «рука ребенка над рукой взрослого».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)