Духовно патриотическое воспитание детей инвалидов на занятиях по социально бытовой ориентировке
Патриотическое, духовно нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач современного образования. Мы на пути смены педагогических подходов при организации и осуществлении образовательного процесса. У подрастающего поколения, воспитанных в современных экономических условиях, приоритетным считается материальное благополучие, которое не всегда соотносится с богатой духовностью и воспитанностью: у детей искажены представления о патриотизме, нравственности, доброте, дружбе. Мы в процессе обновления содержания и качества образования, где приоритет отдаем воспитанию школьников, уделяя большое внимание формированию и укреплению общечеловеческих ценностей.
В силу особенностей развития школьников, обучающихся по образовательной программе для детей с умственной отсталостью, формирование патриотических, духовно нравственных качеств личности должно осуществляться в системе. Можно отметить, что ценной становится в данном случае взаимодействие на основе проектной деятельности. Изложим возможности реализации метода проектов, ориентированного на формирование духовно патриотического воспитания на занятиях по социально бытовой ориентировке.
Цель: формирование у учащихся основ духовно нравственного сознания, установок толерантного отношения к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической, религиозной принадлежности через воспитание уважения к разным народностям, воспитание любви, привязанности к родной стране в духе патриотизма, приобщение школьников к истории и культуре России, малой Родине.
Цикл занятий ориентирован на учащихся 9 классов инклюзивной школы, предмет – социально бытовая ориентировка.
Идея проекта возникла в процессе планирования и в связи с актуальностью патриотического, нравственного воспитания детей.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с национальными традициями, в том числе и «кулинарными» разных народов России, мира.
2. Формировать толерантное отношение и поведение к разным национальностям.
3. Показать особенности культурных традиций разных народов.
4. Формировать единое мировоззрение по вопросу межнациональной политики государства, через изучение народонаселения мира, России, школы.
5. Развивать творческую активность школьников.
6. Воспитывать умение работать в парах, группах, находить совместные решения внутри малой группы, оказывать поддержку друг другу, быть примером подражания для младших школьников.
7. Научить читать технологические карты блюд, подбирать продукты для их приготовления.
8. Научить готовить национальные блюда.
9. Научить ставить далекие и близкие цели, планировать свою деятельность.
10. Внедрять формы инклюзивного образования (взаимодействие с детьми).
Проектная команда.
Все учащиеся 9 класса разделены на 4 подгруппы, в каждой из которой определены ответственные за подбор информации, её оформление, составление презентации, подготовку национальных костюмов, изучение технологических карт национальных блюд, представление отчета по проектам: «Русская кухня», «Украинская кухня», «Татарскобашкирская кухня», «Узбекская кухня».
К проекту подключаются учителя информатики (составление презентации по проектам), воспитатели (помощь при подготовке национальных костюмов, создании национального колорита при представлении защитного слова), швейного дела и обслуживающего труда (помощь в изготовлении и шитье костюмов, например: украинская одежда: шаровары, украинский мужской головной убор, юбки, фартуки)
В проекте принимали участие взрослое население: две бабушки татарской национальности, русские, таджик: учили ребят совместно с учителями социально бытовой ориентировки готовить национальные блюда: пирожки, вареники, плов, кыстыбый, чакчак. На отчетные занятия также были приглашены учащиеся из других школ поселка: через совместное взаимодействие, через практическую деятельность детей в качестве поваров, через совместные игры, конкурсы реализовывались элементы инклюзивного образования.
Результаты проекта.
1) Проект познакомил с национальными, культурными, бытовыми, кулинарными традициями русского, украинского, татарского, башкирского, таджикского, узбекского народов.
2) Способствовал приобретению знаний об окружающем мире на основе личностного поиска через создание проблемных ситуаций, что, в свою очередь, благотворно сказывается на формировании и систематизации знаний о целостности, единстве окружающей действительности.
3) Помог продвинуться к решению проблем, направленных на воспитание толерантного отношения к окружающим, на патриотическое воспитание, на умение взаимодействовать в парах, группах.
4) Проект включил в себя реализацию задач инклюзивного воспитания (его элементов), социализации и адаптации школьников. В ходе проектной деятельности прививаются навыки «общения» с компьютером, с цифровыми устройствами (принтер, цифровой фотоаппарат), развиваются коммуникативные навыки монологической и диалогической форм речи.
5) Проигрывание разнообразных жизненных ситуаций, приобретение и обыгрывание ролей позволило эффективно работать с эмоционально волевой сферой школьников, помочь им в профессиональном самоопределении, в формировании адекватной самооценки.
6) Предоставил возможность сотрудничества, взаимодействия, проявления своих индивидуальных способностей, личностных качеств, умений и желаний.
Примерный план реализации проекта (описание действий реализации проекта).
1. Разработка плана проекта. Выбор ответственных. Составление планов организации работы подгрупп. Ознакомление с территорией проживания народов, с их национальными особенностями (обычаи, праздники, кухня, одежда…). Составление презентации по проектам (территория народа, численность его проживания в Свердловской области, национальные традиции)
2. Приготовление национальных костюмов (одежда, головные уборы, обувь). Подготовка к защите проектов. Приглашение гостей на защиту презентацию проектов. Защита проектов: «Русский народ. Русская кухня», «Украина. Украинская кухня». (Защита происходит через создание колорита, атмосферы представляемой нации: музыка, обстановка, выступление учащихся в национальных костюмах, приготовление национального блюда, организация национального стола, включение традиционных национальных игр, песен и т.п.).
3. Участие в дне здоровья ОУ, в мероприятие которого включено: ознакомление с традиционными играми татарского и башкирского народов (празднование «Сабантуя»: перетягивание каната, бой подушками, игры «Наперегонки», «Кто быстрей...»), организация азиатской «Чайхоны»: выпекание узбекской лепёшки; представление разного вида чая (пьем чай из пиал, знакомимся с тем, что такое пиала, сколько наливают в нее чая, как через объем чая в пиале показать, что вы рады долгожданному гостю или, наоборот, что хозяева не очень то желают видеть этого гостя); встреча гостей «Чайхоны» и т.д.
Работа над проектом «Татарскобашкирская кухня»: организация встречи с представителями татарского и башкирского народа, подготовка защитного слова для выступления, создание народных костюмов, приглашение гостей. Защита проекта с организацией практической деятельности: приготовление блюд: чакчак и кыстыбый
4. Представление промежуточных результатов проекта по трём проектам (Школьная газета, школьный сайт, создание фильма о проекте).
5. Защита проекта «Узбеки. Узбекская кухня». Подготовка защитного слова к презентации проекта. Приглашение гостей. Организация совместной практической деятельности по приготовлению блюда узбекской и таджикской кухни – «Плов». Совместное проведение игр, конкурсов в рамках данного проекта.
Создание единого образа всех народностей. Совместное фотографирование. Итог – создание мини видеофильма в рамках проекта.
Очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом, поселком, его населением в том плане, что она несет познавательную, духовно нравственную, этическую, патриотическую, толерантную функции.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, позволяет задуматься над отношением к друг другу, к окружающим, к взрослым, детям, к истории.
Важно взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта: дети совместно с родителями представляют костюмы, элементы одежды и быта разных народностей из семейных коллекций, включаясь в проводитсяые совместные мероприятия.
Реализация мероприятия в форме проектной деятельности вносит новинку в учебный процесс, вызывая положительный настрой и повышая мотивацию по формированию нравственно патриотических и духовных качеств. Проектная деятельность несет в себя поисковый характер, включены активные методы обучения и нестандартные формы проведения занятий, что способствует укоренению в сознании учащихся реализуемых образовательных задач.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)