Инновационные технологии коррекции и абилитации детей с умеренной умственной отсталостью
У детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, более позднее формирование системы произвольных регуляций и эмоционально волевой сферы. Дети с ОВЗ отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов. Они не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение.
Наблюдения за данной категорией детей свидетельствуют о снижении их контактов с окружающими, неумении строить отношения. Нарушения социальных контактов приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, отсутствие чувства долга, товарищества); волевых (отсутствие самостоятельности, нерешительность, упрямство, негативизм).
В трудах современных исследователей выделяется ряд особенностей развития речи детей с ОВЗ, у большинства таких детей отмечаются отклонения в сроках становления речи и своеобразие этого процесса. Речь - важнейшая психическая функция, которая имеет огромное влияние на формирование других психических функций ребенка, его развитие в целом.
В категорию детей с ОВЗ входит несколько групп, в одну из которых выделяют детей с умеренной умственной отсталостью.
Коррекционная работа с детьми с умеренной умственной отсталостью основывается на положении о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и аномального ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития: общности основных факторов и движущих сил развития; возможности компенсации дефекта (появление качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность); сохранения при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления; учета зоны актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; индивидуального и дифференцированного подхода к детям в процессе коррекционного психологопедагогического сопровождения.
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является коррекция и абилитация психомоторных и сенсорных функций, пространственных и пространственно временных представлений, речи, являющихся основой формирования высших психических функций и эмоциональной жизни ребенка, способствующих освоению письма, математики, чтения и рядом других учебных и трудовых навыков. Поэтому дети с ОВЗ ввиду своих психических, физических, умственных способностей нуждаются в специально организованном коррекционно развивающем пространстве, которое создается в условиях интерактивной сенсорной комнаты.
Сенсорная комната (СК) – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Это комната – «сказка», где всё журчит, звучит, переливается, манит, где ребенок чувствует себя комфортно и готов познавать окружающий мир. Специальное оборудование, установленное в СК, многофункционально, воздействует на все органы чувств человека.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия и коррекции: релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребенка; стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, развитие у них зрительно моторной координации; фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание у него интереса и познавательной активности; тонизирование психической активности ребенка за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; коррекция психоэмоционального состояния ребенка; расширение кругозора ребенка, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов; активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; создание чувства безопасности, защищенности; развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Показатель зрительно пространственного угла увеличился почти на 30%. Что необходимо для формирования и реализации других психических функций.
Показатель психомоторного развития увеличился на 40%. Это является достоверным улучшением общего психомоторного состояния детей.
По показателю владения сенсорными эталонами, уровень зрительно пространственного восприятия так же наблюдается положительная динамика, результат увеличился на 5%. Что связано с благоприятной полифункциональной средой на коррекционных занятиях.
Таким образом, коррекция психомоторики и сенсорных процессов в специально созданных условиях сенсорной комнаты показывает положительную динамику. По всем показателям наблюдаются значительные улучшения общих психических процессов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)