Подходы к использованию компьютерных технологий в коррекционной работе учителя логопеда с умственно отсталыми
Одной из важнейших задач для детей с нарушением интеллекта в школьном возрасте является овладение речевыми навыками, общение с окружающими, вхождение в социум. Развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
На логопедических занятиях работа над речью невозможна без развития внимания, мышления, памяти, воображения, работой над мелкой моторикой учащихся. Для этого можно использовать большое количество информационных технологий. Остановимся на принципах работы с компьютерной техникой.
Логопедическую работу с данной категорией детей всегда необходимо строить с учетом общих дидактических принципов:
1. Принцип доступности, он предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, имеющих стойкое нарушение интеллекта различной степени выраженности.
2. Принцип наглядности – это использование компьютерных изображений, видеозаписей, наглядности, которую необходимо выбирать индивидуально, с учетом возможностей каждого ребенка.
3. Принцип активности, движения, который обеспечивается различными заданиями игрового характера.
Анализ специальной психолого педагогической литературы и опыта работы позволяет выделить следующие требования к использованию изображений в электронных пособиях:
– изображения должны быть четкими, граница изображения и фона должна хорошо различаться;
– детали изображения должны быть достаточно крупными, для более точного зрительного анализа ребенком;
– цвета изображения и фона должны быть контрастными, для удобства восприятия объекта;
– если предъявляется несколько изображений сразу, то фон должен быть одинаковым, для облегчения ребенку поиска различия деталей в этих изображениях;
– субъект, выполняющий действия должен быть узнаваем, т.е. должны быть изображены части тела значимые для узнавания как самого субъекта, так и действия, которое он выполняет, при этом для ряда действий достаточно лишь одной части тела (например, голова птицы, чтобы было понятно, что птица клюет);
– на изображениях, видеозаписях не должно быть лишних изображений, которые не относятся к поставленному вопросу, т.е. изображен только тот предмет, о котором идет речь;
– изображение должно четко соответствовать звуковому сопровождению, т.е. на экране изображен именно тот предмет, о котором идет речь, и он должен выполнять лишь то действие, которое звучит в вопросе.
Необходимо учитывать так же ряд требований к постановке вопросов и содержанию звукового материала, а именно:
1. Вопросы не должны иметь абстрактный характер, все слова должны быть хорошо знакомы учащимися данной категории.
2. Вопросы должны быть разнообразными – для удержания внимания детей.
3. Использовать различную интонацию.
4. Вопрос должен быть поставлен четко и понятно для учащегося.
В ходе логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости необходимо также учитывать требования к методике обучения детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости:
1. Использование игровой формы как доминирующей у данной категории детей. Игра рассматривается как средство обучения и средство коррекции. В контексте моего исследования это требование соблюдается посредством включения изучаемых лексем в различные сюжеты, причем сложность сюжетов увеличивается.
2. Активное использование эмоций, т.к. эмоциональная сфера является наиболее сохранной стороной психической деятельности детей данной категории, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации к процессу обучения. Для реализации данного требования предлагается использовать на логопедических занятиях информационные компьютерных технологии, которые обеспечиваются опосредующим полисенсорным и эмоциональным воздействием, способствующим актуализации адаптивных и компенсаторных механизмов у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
3. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям. Это использование приема формального диалога, а также различных жестов, которые дети данной категории повторяют сначала механически, а потом, со временем усвоения значения лексем, начинают делать это уже осознанно.
4. Организация постоянной практической деятельности детей с конкретными предметами.
5. Детальный разбор материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности. Обучение ведется по каждому элементу, а лишь потом эти части объединяются в целое, и дети подводятся к обобщению. В работе с компьютерными технологиями имеет место существование заданий с различными уровнями сложности. Выход на более сложный уровень возможен только при отличном усвоении предыдущего уровня.
6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
7. Смена видов деятельности на занятии, комбинированное построение занятия: на одном занятии проводятся различные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи музыкальные упражнения игра.
8. Многократное повторение материала и применение его в различных ситуациях.
9. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии. Задания подбираются каждому ребенку в соответствии с его возможностями, с использованием помощи педагога.
10. При использовании в коррекционной работе компьютерных технологий соблюдается и положительная оценка учителем, с помощью звуковых и зрительных сигналов, которые ребенок слышит в случае правильного ответа.
Развитие техники, появление новых программных продуктов позволяет нам использовать новые возможности для коррекции и развития речевых и познавательных способностей умственно отсталых обучающихся, помогает продолжать их самосовершенствование.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)