Синквейн как средство развития критического мышления у обучающихся с умственной отсталостью
Инклюзивная школа в настоящее время большое внимание уделяет обучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Образование детей со сложной структурой дефекта остается до настоящего времени ещё недостаточно проработанным. Развивая условия для этой особой категории детей, нельзя забывать и про необходимость развития образовательного процесса для детей с легкой умственной отсталостью.
Изменения в обществе приводят к изменениям требований к личностным качествам выпускников образовательных учреждений, в том числе инклюзивной школы. Ведь они становятся неотделимой частью социума. Для повышения адаптивности необходимо развивать социально значимые личностные качества выпускников. Способствует этому реализация элементов технологии развития критического мышления.
Практика показала, что при обучении старшеклассников инклюзивной школы можно использовать следующие приёмы технологии развития критического мышления: кластер, синквейн, исключение лишнего, поиск аналогов. Для этого необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся, тщательно отбирать учебный материал, работать систематически и постепенно усложнять задания.
Ярким примером технологии развития критического мышления может служить синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, составленное по схеме.
1 строка – Существительное – предмет (тема синквейна).
2 строка – Два прилагательных, описывают признаки и свойства предмета.
3 строка – Три глагола, описывают действия, которые совершает предмет.
4 строка – Предложение, которое описывает отношение к предмету.
5 строка – Синоним к первой строке, описывает суть предмета.
Самыми сложными для понимания детей являются последние две строки. Поэтому начинается работа с подбора 1–2 строки, затем вводится третья строка. И только после того, когда учитель видит, что дети легко справляются с этой работой, вводятся задания на составление 4 и 5 строк. Опыт показывает, что данный прием эффективнее вводить на этапе закрепления нового материала. Начинать лучше с коллективного составления синквейна.
Так на открытом уроке географии году в завершении урока девятиклассникам коллективно удалось составить следующий синквейн:
Дальний Восток.
Контрастный, загадочный. Удивит, порадует, заинтересует. Хотим там побывать.
Дальний Восток – удивительный край.
Дальний Восток – уникальный край.
Постепенно учащиеся могут переходить к составлению синквейнов в группах, парах, индивидуальной работе на разных этапах уроков. Интересной для учащихся формой работы является поиск ошибки в синквейне учителя. В начале урока учитель размещает свой синквейн по изучаемой теме, допуская в нём одну или две ошибки. Дает задание в конце урока найти ошибки и объяснить в чем они заключались. В результате не только лучше усваивается учебный материал, повышается мотивация к учебе, но и корригируется критическое, логическое мышление учащихся.
Если у учащихся недостаточно развит словарный запас, то педагог может предложить опорные слова на карточках, детям останется только выбрать их для синквейна. Также возможно оставить пустые строки в готовом синквейне и попросить детей дополнить их по опорным карточкам или самостоятельно. Опытный педагог сможет так построить урок, что по его ходу будет коллективно составляться синквейн. Каждая строчка будет появляться после выполнения определенного задания, этапа:
1 строка – формулирование темы урока.
2 строка – изучение нового материала (свойства объекта изучения).
3 строка – изучение нового материала (действия объекта изучения).
4 строка – рефлексия.
5 строка – итог урока.
Часто бывает, что учебный материал несет в себе неоднозначное отношение. Так учащиеся по биологии в 7 классе проходят тему: «Бактерии». Бактерии приносят человеку одновременно и пользу и вред. Мы предложили детям опорные карточки для синквейна и разделили учащихся на две группы. Одна группа составляла синквейн о пользе бактерий, а другая о вреде. Получились следующие синквейны:
Бактерии
Полезные, необходимые Работают, обогащают, превращают Хорошо, что они есть.
Бактерии – полезные микроорганизмы.
Бактерии
Вредные, опасные Заражают, убивают, портят. Лучше бы их не было.
Бактерии – опасные микроорганизмы.
Таким образом, работа с синквейнами имеет большое значение для развития и коррекции критического мышления учащихся, обогащает и их речь, понятийный аппарат, делает уроки более интересными.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)