Содержание работы с обучающимся с синдромом Дауна
По признаку модальности эмоциональные состояния делятся на позитивные и негативные. Основные проявления – это удовольствие и неудовольствие. Как и дети первого года жизни, дети с болезнью Дауна переживают событие, воздействующее на их эмоции, глобально (плач, смех).
Проявление удовольствия можно определить по следующим признакам: улыбка, довольное гуление, спокойное, безмятежное выполнение задания. Неудовольствие проявляется следующим образом: крик, плач, проявление протестных реакций.
Каждая из эмоций может усилить или ослабить действие другой, кроме того, проявление эмоций должно быть сбалансировано, так как постоянное удовольствие может привести к расслаблению, а неудовольствие к гневу. И то, и другое может вызвать отказ работать у ребенка.
Эмоциональная система функционирует в тесной связи с сенсорной, познавательной, двигательной системами. Предлагая ребенку задания, необходимо наблюдать за проявлениями его эмоций, за его отношением к действию. Эмоциональное отношение к действию (как положительное, так и отрицательное) активизирует психические процессы.
Рассмотрим вариант проектирования индивидуальной коррекционно развивающей программы для обучающегося с синдромом Дауна с опорой на эмоциональное состояние.
Андрей.
Из психологопедагогической характеристики: Ребенок обучается во 2м классе, состоящем из 7 человек. Значительно отстает в физическом развитии. Взгляд на педагоге фиксирует, выборочно проявляет интерес к игрушкам. Чаще всего на уроке сидит, но может бесцельно встать и побежать. Речи нет, обращенную речь не понимает даже на уровне простых инструкций, но знает значение нескольких жестов. Повторяет за педагогом некоторые действия. Типичным для Андрея является эмоциональное состояние, негативно влияющее на учебную деятельность (плач, апатия и т.д.). Агрессию не проявляет.
Находясь на уроке, дети взаимодействуют, наблюдают друг за другом, вступают в социальные контакты. Детский коллектив оказывает весьма позитивное влияние на развитие ребенка. В этом проявилось очевидное преимущество в организации коррекционной работы с Андреем.
Для Андрея была разработана индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Но время, выделенное для индивидуальных занятий, было ограничено, поэтому основными выбраны следующие направления:
1. Развитие умения смотреть, развитие умения хватать, развитие умения манипулировать предметами, развитие умения повторять действия за учителем, развитие умения адекватно использовать дидактические игры;
2. Прикладная деятельность: рисование, лепка, аппликация;
3. Музыкальные игры: музыкальные игрушки, игры с музыкальным сопровождением;
4. Речевые игры: игры с куклой, игры с машинками, игры с муляжами животных.
По каждому направлению ребенку были предложены несколько видов работ с целью определения эмоционального отношения к ним. Качество и результативность выполнения задания не учитывались. Результаты наблюдения за эмоциональным отношением обучающегося к той или иной деятельности заносятся в таблицу
Для организации коррекционной работы по каждому направлению использовались следующие приемы:
– развитие умения смотреть: фиксация взгляда на лице, фиксация взгляда на игрушке, фиксация взгляда на звучащем предмете;
– развитие умения хватать: захват горстью, щипковый захват, перекладывание из одной руки в другую, бросание;
– развитие умения манипулировать предметами: игры с крупой, игры с водой, закручивание крышек, перекладывание предметов, опускание монеток в копилку;
– развитие умения повторять действия за учителем: хлопки в ладоши, махи руками, поднятие рук, топанье ногами, вращение;
– развитие умения адекватно использовать дидактические игры: игры с кубиками, игры с разноразмерными стаканчиками, игры с пирамидками, «втыкалочки», игры со шнурками;
– рисование: рисование кисточкой, рисование пальчиками, рисование различными предметами (губкой, зубной щеткой, ватными палочками, штампование);
– лепка: катание шариков, раскатывание «колбасок»;
– аппликация
– музыкальные игры и игрушки: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон, музыкальные игрушки с кнопками;
– игры с музыкальным сопровождением: хоровод, «Гуси» (махи рука
ми), «Солнечный зайчик» (прыжки), «Гномик» (бег), «Пальчики – ручки»;
– игры с куклой: «Напои куклу чаем», «Уложи куклу спать», «Одень (раздень) куклу», «Покажи, где у куклы глазки (ротик и т. д.)»;
– игры с машинками: «Скати машинку с горки», «Толкни машинку», «Закати машинку в горку», «Покажи колесо (дверь, фары и т. Д.)»;
– игры с муляжами животных: «Зайка прыгает», «Собачка бегает», «Покажи глазки (носик, ротик и т. д.)».
Отношение ребенка к заданиям было неоднозначным: Андрей проявлял как позитивные, так и негативные эмоции.
Чтобы не вызывать у ребенка негативные реакции в самом начале обучения, а, напротив, оптимизировать эмоциональное состояние обучающегося, применялись только задания, вызывающие положительные эмоции (графа «удовольствие»), постепенно они усложнялись упражнениями, к которым учащийся интереса не проявил. Например, при развитии умения хватать, ребенок захватывал предмет горстью, а перекладывание из руки в руку не вызывало интереса. Соединение этих двух действий дало положительный эмоциональный отклик, что, в свою очередь, привело к появлению нового умения.
Упражнения, вызывающие негативные эмоции, были отложены на более поздний срок обучения, так как на данном уровне интеллектуального и психического развития ребенка наблюдается низкий уровень мотивации к обучению.
В течение одного урока Андрею предлагается 3–4 вида работ, время выполнения одного упражнения – 3–4 минуты. Одновременно с другими учащимися, Андрей занимался самостоятельным изучением, исследованием предложенных игрушек.
В некоторых видах фронтальной работы Андрей участвовал. Например, он выполнял часть упражнений, предложенных детям для физкультурных минуток, с удовольствием по просьбе педагога выходил к доске.
Анализируя результаты мониторинга, можно сделать вывод о том, что коррекционная работа ведется в правильном направлении: наметилась положительная динамика в формировании прикладных умений (на 15%), речевом развитии (7%). Кроме того, в качестве проявления позитивных эмоций, ребенок начал использовать смех.
При отборе содержания коррекционного обучения автор статьи опирался на зону ближайшего развития ребенка. На наш взгляд, самыми доступными видами обучения учащихся с тяжелой умственной отсталостью являются предметная деятельность и музыка. Именно эти направления работы вызывают эмоциональный отклик у детей с синдромом Дауна.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)