История для обучающихся с умственной отсталостью
Краеведческий материал играет важную педагогическую роль в трудовом и нравственном воспитании учащихся, осуществляет межпредметные связи с географией, биологией, обществознанием, социально бытовой ориентировкой.
Актуальность курса краеведения «Родной край» состоит в том, что ученики на конкретных примерах истории малой родины легче воспринимают и усваивают общественно исторический материал.
Основная цель в реализации краеведческого подхода – дать учащимся комплексное представление об особенностях историко- культурного развития региона.
К основным задачам можно отнести следующие:
1. Создать представления учащихся об истории
2. Формировать представления региона в развитие страны.
3. Познакомить с народами, проживающими на территории края, с культурным многообразием региона, с возникновением некоторых народных промыслов.
4. Рассказать об известных династиях, о развитии промышленности на территории края, области, города.
5. Воспитывать у школьников уважение к историческому и культурному наследию.
Однако решение поставленных задач, в педагогической практике, встречает определённые трудности и проблемы:
- Учащиеся смешивают и путают такие понятия, как «страна», «край», «область», «город».
- Некоторые не знают свой домашний адрес, не могут перечислить названия городских улиц; расположение и значение некоторых социально значимых объектов в городе вызывает у школьников затруднения.
- Трудными оказались и вопросы, связанные с достопримечательностями города, области, края.
Овладение краеведческим материалом для учащихся сложный процесс, обусловленный их особенностями познавательной деятельности, а именно:
– снижен общий запас знаний, ограничены представления;
– наблюдаются трудности словесно логических операций и малая интеллектуальная целенаправленность;
– низкий уровень самоконтроля.
Поэтому возникает противоречие между стремлением педагога дать знания, которыми должен овладеть ученик в соответствии с требованиями программы и реальными возможностями учащихся, которые проявляются в неспособности, неготовности использовать краеведческий материал в полном объёме в силу низкого уровня их интеллектуального развития.
Актуальной для практики является проблема поиска условий, адекватных интеллектуальным возможностям учащихся; подбора таких индивидуальных заданий, которые помогут учащимся получить необходимые знания, развить специальные умения, и при этом сделать процесс обучения приятным, дать почувствовать свои силы, таким образом создать ситуацию успеха. Известно, что роль обучения состоит в том, что оно создаёт зону ближайшего развития, которая переходит в актуальное развитие. Это положение остаётся верным и при изучении курса «Родной край, так как в процессе изучения тематики курса, у учеников, выявляются потенциальные возможности развития, использование которых поможет в компенсации дефектов познавательной деятельности.
В качестве планируемого результата рассматривала сформированность элементарных краеведческих знаний учащихся 7–8–9 класса через качественное прохождение учебной программы по курсу «Родной край». К условиям, которые позволили достичь планируемый результат, можно отнести следующие: изучение курса по краеведению проходит в оборудованном кабинете; разработана учебная программа; созданы информационно познавательные стенды; систематизирован учебно методический комплект: научно художественная литература, атласы, портреты, карты,
Эффективность использования краеведческого материала на уроке истории определяла с помощью различных методов исследования:
1. Анализ письменных работ учащихся. С целью выявления элементарных краеведческих знаний учащихся 7 классов, в начале и в конце изучения курса «Родной край», был проведён письменный опрос. Данный вид работы позволил провести сравнительный анализ знаний школьников, который способствовал в определении дальнейших задач и направлений в работе учителя, в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода в 8–9 классе.
2. Анализ результатов итогового контроля учащихся 9 классов. Результаты контроля показали, что содержание вопросов было доступно для учащихся. Но не всегда ответы были полными, дифференцированными, распространёнными. Однако количественные показатели свидетельствовали о том, что элементарные краеведческие знания учеников 9 класса, с учётом их психофизических особенностей, соответствуют требованиям учебной программы по курсу «Родной край».
3. Анализ мониторинга успеваемости учащихся 7–8–9 класса. На основе анализа текущего, итогового контроля, был проведён мониторинг успеваемости учащихся за три предыдущих года, из которого следует, что уровень обученности школьников повысился на 19,4%, число троечников сократилось, нет неуспевающих, все имеют аттестацию.
Результаты обучения краеведению учащихся непостоянны, они всегда будут различными, это связано с особенностями контингента школьников. Краеведческие представления учеников находятся в непрерывном изменении: приобретаются, совершенствуются, формируются, но в то же время, некоторые из них забываются, им на смену приходят другие.
Результаты обучения учащихся способствуют поиску путей дальнейшего совершенствования процесса преподавания краеведения в инклюзивной школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)