Коррекция речевых и неречевых процессов у младших школьников с нарушением интеллекта
Требования современных нормативно правовых документов в области образования определяют новые перспективы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. На первый план выдвигается социализация детей в современном мире. Поэтому главной задачей коррекционно- образовательного учреждения является создание таких условий, чтобы была возможность для личностного развития каждого ученика, его адаптации и социализации в современных жизненных условиях. Основой для этого является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активно. Следовательно, специфика коррекционно-логопедической работы должна быть тесно связана с развитием познавательных процессов, коррекцией недостатков психомоторного развития.
Формируя непосредственно речевые навыки, логопед развивает слуховое внимание, речевое «чутьё», способствует формированию языковых обобщений. Первое условие речевого развития ребёнка – это потребность в коммуникации. Для этого предусмотрены в логопедическом воздействии такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний. Мотив речи чаще возникает при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, а также с появлением у детей интереса к той работе, которая предлагается на занятии.
Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений является игра, в которой у ребенка появляется возможность использовать речевые и неречевые средства коммуникации.
Коррекционно- логопедический процесс стал наиболее интересным и увлекательным, значительно повысил у ребят мотивационную готовность к занятиям, когда была введена в систему работы игры с бельевыми прищепками разного цвета и размера.
Занятия с этим развивающим пособием оказались полезными и увлекательными. Главная цель использования прищепок в коррекционной логопедической работе– это развитие мелкой моторики рук. Работа по развитию мелкой моторики рук благотворно влияет не только на становление речи и всех ее функций, но и на развитие высших психических функций. Работаю с прищепками на протяжении всего коррекционно-логопедического процесса. Манипуляция ими связана с практической деятельностью, а поэтому ускоряет процесс по формированию речевых и коммуникативных навыков, помогает учащимся овладеть знаниями и умениями, которые необходимы ребенку в обыденной жизни.
Знание особенностей речи детей с отклонениями в развитии дали мне возможность спланировать этапы логопедической работы, разработать алгоритм действий по коррекции речевых и неречевых процессов, развитию связной речи своих воспитанников.
Все действия ребенка, в момент игры с прищепками сопровождаю речью. Между ребенком выстраивается диалог. Диалог во время любой игры – основное условие его всестороннего развития. Таким образом, появилась еще одна возможность разнообразить традиционную работу по развитию связной речи по следующим направлениям: коррекция звукопроизношения, расширение и обогащение словарного запаса, построение фразы, обучение составлению и придумыванию несложных рассказов, пересказ текста, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Используемый алгоритм игровой работы по коррекции речевых и неречевых процессов при формировании связной речи учащихся младших классов дал положительный результат. И хотя по структуре прост, он оказался уникальным и увлекательным для учащихся, так как позволяет устанавливать эмоциональный контакт с учащимися, дает им возможность почувствовать уверенность в общении с окружающими, способствует обогащению их практического опыта.
Коммуникативные умения, сформированные на логопедических занятиях, ученики начальных классов закрепляют во внеурочной работе. Федеральный государственный стандарт второго поколения сейчас рассматривает внеурочную деятельность как полноценную органичную часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования и требует, чтобы школа стала миром творчества, местом проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов и увлечений.
Внеурочная деятельность, оказалась намного комфортнее обычных занятий, она заряжает ребят на долгое время позитивным эмоциональным состоянием, активизирует познавательную деятельность и в результате совершенствует их общее и речевое развитие.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)