Преимущества инклюзивного образования для детей без особых потребностей
- дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям;
- дети учатся налаживать и поддерживать дружеские отношения с людьми, которые отличаются от них;
- дети учатся сотрудничеству;
- дети учатся вести себя нестандартным образом, быть изобретательными, а также сочувствовать другим.
Преимущества для семей:
- родители получают информацию о типичном и атипичном развитии детей;
- семьи получают поддержку со стороны других родителей;
- родители принимают активное участие в определении учебных целей и задач для детей;
- все родители становятся частью школьного сообщества.
Преимущества для учителей и других специалистов:
- учителя инклюзивных классов лучше понимают индивидуальные особенности детей;
- овладевают различными педагогическими методиками, что помогает им эффективно способствовать развитию детей с учетом их индивидуальности;
- специалисты (медики, педагоги специального профиля, другие специалисты) учатся работать в команде.
Итак, инклюзия - это:
- философия, отношение и практика, подкрепленная политикой;
- интеграция детей с разным уровнем способностей во все сферы школьной жизни;
- доступные классы и школы;
- оказание поддержки учащимся, чтобы они могли учиться как можно успешнее, участвовать во всех сферах школьной жизни и вносить свой вклад в нее;
- предоставление необходимой помощи всем ученикам с особыми образовательными потребностями, их сверстникам и учителям для достижения успеха;
- создание и реализация программ обучения на основе научно обоснованных методов для удовлетворения различных учебных потребностей учащихся;
- значимое участие ребенка в различных видах учебной деятельности на уроке, к которым он присоединяется вместе со сверстниками на своем индивидуальном уровне;
Дети с недостатками психофизического развития, которые вместе были со своими сверстниками в детском саду, совместно обучались в школе, лучше подготовлены к самостоятельной жизни, им легче получить и профессию, и работу, быть обычными людьми.
Главным вопросом на сегодняшний день является не только создание необходимых условий в школе, но и изменение стереотипов в сознании человека, когда он будет спокойно воспринимать тот факт, что вместе с его ребенком будет учиться «не такой» ребенок.
В работе с особыми детьми особого внимания требуют вопросы нравственного воспитания, особенно толерантности как необходимого условия для общения и совместной деятельности, что является основой формирования культуры строя в семье, обществе. Основой толерантности является принятие человека таким, какой он есть.
Для формирования этих качеств, классными руководителями, психологом и социальным педагогом школы проводятся тренинговые занятия, воспитательные часы, часы общения, благотворительные акции и тому подобное.
Личностью индивид становится в результате жизни в обществе. Черты личности формируются биологически (память, внимание, мышление, эмоции и чувства, воображение, темперамент, способности) и под влиянием обучения и воспитания (убеждение, мировоззрение, идеалы, интересы, особенности характера, самооценка, воля, умение, знания, навыки, привычки). Человек как личность начинает формироваться сразу после рождения, поэтому большая роль в этом процессе принадлежит родителям и семье.
Особенности работы учителей-предметников с ребенком, который имеет недостатки зрения
Одним из важнейших факторов прогрессивного развития общества является гуманное, милосердное и бережное отношение к детям и молодежи, которые не могут вести полноценную жизнь вследствие недостатков физического и психического развития. И именно это является одной из главных задач инклюзивного образования.
Сопровождение детей с особыми потребностями требует создания специальных условий внутри учебных заведений. Важной задачей педагогов является создание особого эмоционально-когнитивного (познавательного) наставления в отношении детей с особыми потребностями: преимущество должно отдаваться не сожалению, а заботе, чуткому, тактичному взаимодействию с ними, отношению к таким детям как к равноправным членам коллектива.
У детей с патологией зрения ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения. По результатам современных исследователей, речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются вдвое чаще, чем у детей, которые нормально видят.
Основная задача организационной части урока - оптимально подготовить к работе на уроке учащихся, имеющих проблемы со зрением, включить их в учебный процесс. Ученики с проблемами зрения часто бывают подавлены или возбуждены и не могут на уроке мобилизовать самостоятельно свое внимание. Поэтому подготовительной части урока уделяется особое внимание, поскольку от ее результатов зависит эффективность следующих этапов урока. Процесс вхождения в учебную деятельность требует больше времени, чем у детей с нормальным зрением. Поэтому примерно 5 минут в начале урока расходуется на преодоление влияния перерыва, на этом этапе также осуществляется подготовка рабочего места и необходимых принадлежностей. Отдельным учащимся оказывается помощь в подготовке к уроку.
Необходимо также знать, как меняется работоспособность слабовидящих детей во время урока. В первые 8-10 минут - низкая работоспособность. Это связано с трудностью включения в работу. Затем работоспособность повышается.
Наибольшей она оказывается в промежутке между десятой и двадцать пятой минутами урока. В последние десять минут работоспособность снижается.
Исходя из этого, трудный для усвоения материал нужно предлагать ученикам в эти моменты.
Заключительная часть предполагает подведение итогов, оценку успехов, домашнее задание с обязательным объяснением и обязательной мотивацией и дифференциацией.
Строя уроки, необходимо учитывать то, что в процессе учебной деятельности глаза ребенка получают значительную нагрузку. Для предупреждения утомляемости глаз необходимо создавать соответствующие условия:
- парты необходимо снаряжать пюпитрами или подставками для книг с целью предупреждения возникновения нарушений осанки. Расстояние от книги к глазам зависит от остроты центрального зрения. Особое внимание следует обращать на оптимальное освещение в классе;
- на уроках следует строго дозировать не только зрительную нагрузку, но и интеллектуальную, ведь последняя может спровоцировать не только умственное, но и зрительное утомление - как у слабовидящих, так и у детей, которые видят нормально. Нужно творчески подходить к организации урока, разумно сочетать индивидуальную и фронтальную работу.
От правильного применения технологий, сохраняющих здоровье, зависит сохранение функций органов зрения. Упражнения для профилактики зрительных расстройств, проводятся под музыкальное сопровождение.
В углах учебного кабинета помещаются изображения фигур, сюжетов сказок, пейзажи, карточки со словами, крылатые выражения. На этих изображениях ученики должны концентрировать свое внимание, выполняя в течение 3-4 минут движения различными частями тела.
Выполнение таких координационных упражнений позволяет тренировать мышцы и зрение учащихся, развивать внимание и скорость, повышать физическую и психическую активность.
Важное коррекционное значение имеет использование наглядности как средства, которое развивает зрительную функцию при нарушении способностей цветоразличения и глазодвигательных функций.
Повышению эффективности учебных занятий во многом способствует использование различных видов дидактического материала и рациональное применение технических средств обучения.
Во время демонстрации учебных фильмов и слайдов слабовидящим ученикам разрешается подходить к экрану на удобное для них расстояние. Продолжительность показа не должна превышать 15 мин. При работе на компьютере также следует соблюдать определенные правила и требования.
Наглядность способствует развитию наблюдательности, представления, пространственного мышления и других форм познавательной деятельности.
В использовании наглядности следует соблюдать определенные правила, в противном случае наглядность может быть препятствием в развитии логического мышления учащихся. Демонстрационные пособия должны иметь оптимальный для восприятия размер.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)