Роль ассистента учителя в организации учебного процесса
Роль ассистента учителя в работе с неполноценными детьми касалась таких сфер деятельности:
- Осуществление социально-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, в частности:
- участие в разработке и выполнении индивидуальной программы развития ребенка с особыми образовательными потребностями;
- адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей ученика;
- привлечение ученика к различным видам учебной деятельности на уроке;
- помощь в выполнении учебных задач.
- Оказание помощи ученику в пользовании специальными средствами.
- Помощь в выполнении физических упражнений и передвижении (в коридорах и туалетной комнате оборудованы поручни), в выполнении ежедневных бытовых задач (пользование туалетом, переодевание, питание, соблюдение личной гигиены). Рекомендовано, чтобы специальные услуги для удовлетворения гигиенических потребностей школьника оказывал ассистент учителя того же пола, что и ученик.
- Наблюдение за учеником, контроль по расписанию и соблюдение планов в соответствии с руководствами и процедурами, принятыми в школе.
- Стимулирование развития социальной активности ребенка с особыми образовательными потребностями, содействие выявлению и раскрытию его способностей, талантов путем привлечения к участию в научном, техническом, художественном творчестве.
- Предоставление необходимой консультативной помощи родителям.
- Информирование учителя класса и родителей о достижениях детей с особыми образовательными потребностями.
- Ведение соответствующей документации (журнал ежедневного учета наблюдений за учеником, портфолио ученика, в котором размещена информация об ученике и его семье, материалы, отражающие результаты обучения и достижения в общественной жизни школы).
Адаптация учебных материалов в соответствии с возможностями ребенка включает в себя изготовление необходимых наглядных пособий и подготовку дополнительных учебных задач на отдельных карточках.
Темп выполнения индивидуальных заданий должен быть особенным: преодоление функциональных ограничений предусматривает динамику и четкую организацию. В противном случае, ребенок теряет интерес и не прогрессирует в развитии.
В классе проводит урок учитель, объясняя материал, а ассистент помогает развернуть учебник, взять ручку, писать, подойти к доске, встать с места при выполнении физкультминутки, изменить место пребывания на уроке (с парты, за которой сидит, переместиться к парте, за которой стоит).
Во время выполнения письменного задания ассистент по буквам диктует предложения, часть текста из учебника или доски. Иногда помогает писать, держа руку школьника.
С целью развития мелкой и общей моторики ассистент максимально привлекает ребенка к двигательной активности, как на уроке, так и в свободное от учебы время.
Приобщает учащихся класса к двигательным играм на перемене вместе с ребенком с особыми потребностями под непосредственным руководством (стихотворные игры, пальчиковая гимнастика) ассистента, что полезно для общего развития всех детей, а также воспитывает в них сочувствие, желание помочь тому, кто рядом.
Совместно с учителем ассистент обсуждает поведение ребенка, уровень выполнения задач, уровень достижения ожидаемых результатов и вносят необходимые коррективы в план дальнейшей работы. Ежедневно общается с родителями относительно малейших успехов и трудностей ребенка с целью выработки совместных путей преодоления недостатков и комплексов ребенка.
Физические нагрузки и возможные физические упражнения ассистент подробно обсуждает с реабилитологом, что дает ему возможность продолжать работу, закреплять результаты ребенка в своей работе. Для того, чтобы ученик успешно усваивал программу, не отставал, с «особым» ребенком много занимаются после уроков во второй половине дня психолог, логопед, учитель-реабилитолог, социальный педагог. Без такого тесного сотрудничества, достижение положительного результата в работе с ребенком с особыми потребностями невозможно.
Важным условием положительного результата учебного процесса является опора на сильные стороны и возможности ребенка. С этой целью ученик с особыми потребностями привлечен к внеклассной деятельности: участие в классных праздниках, конкурсах рисунков. Это дает возможность ребенку повысить самооценку и собственную значимость в коллективе со здоровыми сверстниками.
Итак, от ассистента во многом зависят обучение и развитие ребенка с недостатками психофизического развития. Ассистентом должен быть человек:
- с развитыми коммуникативными и организационными способностями;
- способный сочувствовать, сопереживать;
- иметь ценностные ориентации, направленные на развитие ребенка как личности и наивысшей ценности общества;
- владеть педагогическим тактом,
- иметь навыки разрешения конфликтных ситуаций. Дети, особенно, которые обделены природой, очень тонко чувствуют отношение к себе, на добро реагируют добром, а при безразличном отношении замыкаются в себе. В ребенка нужно верить, во всем поддержать - и все будет хорошо.
Организация инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях области: состояние и перспективы
Перед учителями и школами открывается новый и достаточно сложный участок работы на перспективу. Что делать?
- Если сравнить специальные заведения, в которых учились дети с нарушениями психофизического развития ранее, с общеобразовательными учреждениями относительно соответствующей материальной базы, возможностей предоставления коррекционной помощи, школы сегодня значительно проигрывают. Учитывая это, должны создать соответствующую базу для обучения.
- Учебные заведения с инклюзивной формой обучения отрабатывают механизм организации работы и сопровождения ребенка с особыми потребностями в общеобразовательном учреждении путем введения должности «ассистент учителя». Тесное сотрудничество в системе учитель - ассистент - ученик является залогом эффективного развития ребенка с недостатками психофизического развития.
- Проблемой инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учебного заведения остается профессиональная подготовка учителя-предметника, который не имеет опыта работы с детьми, имеющими недостатки психофизического развития.
Итак, насущной является потребность организации курсов для учителей, работающих в инклюзивных классах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)