Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития
За последние годы наше государство стало внимательнее относиться к детям с недостатками психофизического развития. Продолжается внедрение системы инклюзивного образования, активно происходят процессы интеграции детей с особыми потребностями в социум, разрабатываются средства участия их в общем учебно-воспитательном процессе и общественной жизни. К сожалению, на сегодняшний день в нашем обществе есть дети с проблемами здоровья и развития, которые, несмотря на различные обстоятельства, не получают качественного образования в полной мере или вообще изолированы от него. Но не следует забывать, что каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или интеллектуального недостатка имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования здоровых людей, на социальный комфорт и образовательно-трудовую реализацию.
Раскрытие потенциальных возможностей детей с психофизическими нарушениями зависит не столько от форм обучения (интернатное или инклюзивное), хотя они и определяют разную степень социальной адаптированности, сколько от гибкости системы специального образования, уровня и диапазона предоставляемых услуг, удовлетворяющих их потребности (раннее выявление нарушений, единство диагностики и коррекции развития, преемственность дошкольного, школьного и послешкольного содержания образования и т.д.).
Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по сути, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях, на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
В последние годы ученые отмечают значительное увеличение количества детей с проблемами в психофизическом развитии. При поступлении в школу такие дети испытывают значительные трудности в процессе обучения, в частности трудности адаптации в школьный коллектив, в овладении коммуникативными навыками, устной и письменной речью, математическими навыками. Одной из причин является то, что сегодня организационно-методические основы учебного процесса в общеобразовательных школах ориентированы на ребенка, который нормально развивается, без учета особенностей психофизического развития детей с особыми потребностями. Несоответствие форм и методов педагогического воздействия на таких детей может создавать предпосылки для формирования у них негативного отношения к учебе, девиантного поведения.
Преподавание русского языка и литературы в условиях инклюзивного образования
Каждый ребенок - это таинственный цветок.
Помочь каждому цветку расцвести, найти себя, раскрыться в своих способностях - это самая главная задача всего педагогического коллектива школы.
Уже традиционно стало желать друг другу здоровья. И это не просто клише, которое звучит из наших уст. Наше время диктует нам такой призыв - береги гармонию своего психического и физического «я».
Сейчас повсеместно раздаются призывы помочь в борьбе с различными болезнями. А особенно болезненно, когда в такой помощи нуждаются маленькие дети. Действительно, статистика показывает, что за последние годы вырос уровень общей заболеваемости детей. И, хотя учителя не имеют такого финансового достатка, чтобы отдать его нуждающимся, но у учителей есть другая ценность, они могут помочь детям с особыми потребностями достичь определенных социальных стандартов, создать для них атмосферу комфорта и уверенности.
Конечно, работать с такими школьниками нелегко, это требует особого психологического стержня. И успехи, которые делает ребенок с особыми потребностями, проходят сквозь учителей по-особенному. С такими школьниками они делают маленькие шаги, но эти шаги ведут вверх.
Учителя русского языка и литературы тонко чувствуют слово, любят красоту и гармонию, поэтому способны больше других проникнуться и увидеть уникальную неповторимость, богатство индивидуальных особенностей, сильные стороны растущей личности школьника с особыми потребностями.
Дети - это определенное отражение взрослых, поэтому приходится наблюдать в школьном коллективе отношения к такому особому ребенку других детей, и оно не всегда корректно. Суть инклюзивного образования, прежде всего в том, что оно дает возможность почувствовать детям и родителям взаимопомощь, заботу и значимость в обществе. Поэтому задача учителя - не только работать над развитием определенного школьника, но и формировать у ученического сообщества школы чувство ответственности за товарищей, которые нуждаются не только в помощи, но прежде всего в принятии и признании. Педагог должен взять за постулат, что общество должно меняться в отношении к людям с особыми потребностями, а не наоборот.
После личностной мотивации наступает период обращения к специализированной литературе с целью выяснения влияния различных видов повреждений на процессы обучения и развития.
В последние годы современные отечественные ученые посвящают свои труды исследованию проблемы интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательное учебное заведение, их реабилитации и социализации к общественным нормам.
Именно специальная медицинская и педагогическая (дефектологическая) литература подскажет, в каком направлении двигаться дальше, чтобы сделать инклюзивное образование максимально эффективным.
Инклюзивное образование в полной мере не является альтернативой специальному образованию, но оно значительно расширяет его возможности. Школы с инклюзивным образованием должны работать в тесной связи со специальными общеобразовательными учебными заведениями, используя наработанные методики, привлекать к консультированию специалистов с многолетним опытом работы с такой категорией детей.
Ученые доказали, что если бы у нас не было памяти, то мы все время находились бы в состоянии новорожденного. Поэтому этот важный познавательный процесс необходимо развивать и корректировать. И одним из способов является создание естественных для ученика условий, при которых обе половинки мозга работают и ни одна из них не перегружается, интерес к учебной деятельности не снижается, а материал надолго остается в памяти. Сегодня процесс обучения основывается на беспощадной эксплуатации левого полушария. Применяя методику сохранения здоровья путем активизации еще и образно-творческого центра мозга (правого полушария), мы уравновешиваем нагрузку, которая соответствует требованиям инклюзивного образования и формирует гармонично развитого человека, готового к жизни в социуме.
Педагог должен, прежде всего, проанализировать соответствие требований учебной программы и методов, используемых на уроке, актуальным и потенциальным возможностям конкретного школьника.
Понятно, что для себя каждый учитель подберет ту технологию, которая, по его мнению, и, по мнению других специалистов, является наиболее эффективной.
Особое внимание следует уделять и работе с семьей.
Инклюзивное образование - это постоянный поиск, преодоление определенных барьеров, достижение результатов, обогащение внутреннего мира ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)