Использование на уроках игровых моментов
Каждый урок, который проводит учитель индивидуально, должен иметь коррекционный характер. Начинать урок с психологической подготовки ученика к работе. При проведении занятий с учениками-инвалидами на уроках необходимо использовать наглядность, раздаточный материал, включать в урок игровые моменты. Применение игры и игровых моментов создает на уроках бодрый рабочий настрой, способствует преодолению трудностей, которые возникают у них во время урока. Большое значение имеют дидактические игры с познавательной точки зрения. В процессе решения различных задач у учащихся развиваются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, синтез.
Во время дидактических игр ученики систематизируют и закрепляют свои знания о различных признаках предметов, устанавливают связи между ними, пространственные, временные и другие соотношения. Ученики применяют общие понятия, обогащают словарный запас. Дидактические игры помогают развить внимание, сосредоточенность, волю детей, честность, правдивость. Для игры на уроке следует отводить немного времени, не более 4 - 5 минут, чтобы, она не утомляла учеников. Используются игры и как средство психологической подготовки учащихся к уроку, и как средство отдыха после напряженной работы. То есть игра способствует целесообразности организации учебной деятельности учащихся.
Тесты успешности:
После изучения тем преподаватели используют различные формы тематического опроса. Для детей с недостатками слуха преподаватели используют тесты успешности, которые назначаются для относительно объективного установления уровня знаний и умений ученика в сочетании с определенной системой оценивания качества их усвоения. Как правило, для оценки учебных достижений учащихся на уровне модульных элементов используются тесты (на опознание, на разнообразие, на классификацию). Возможные ответы на задания тестов на узнавание: «да» или «нет». Простота задач и скорость ответа на них сочетается с большой вероятностью угадывания правильного ответа (50%).
Наличие в тесте вариантов ответов для выбора, количество которых больше двух, уменьшает вероятность угадывания при увеличении количества вариантов. Задача теста на классификацию - сопоставление взаимно-соответствующих элементов.
Производственное обучение
С целью сознательного и активного усвоения учащимися знаний, умений и навыков преподаватели постоянно поддерживают связь с мастером производственного обучения.
Высшей формой сознания и активности учащихся является их творческая активность, которая проявляется при овладении теоретическим материалом, выполнении задач и творческих работ в мастерской.
Профессиональное образование, в первую очередь, должно обеспечить готовность человека с объективно уменьшенными функциональными возможностями вследствие недостатков психофизического развития к максимальному (с учетом субъективных возможностей) полноценному выполнению своих различных социальных ролей и функций, готовность к саморазвитию, самоутверждению, к счастливой жизни среди людей. И каждый педагог профессионально-технического заведения должен сделать все возможное, чтобы человек с особыми потребностями овладел профессией, чтобы он занял место в нашем обществе, ведь именно от системы образования зависит возможность социальной адаптации людей.
К сожалению, реальность такова, что инвалидов считают неполноценными членами общества, и именно в наших силах это изменить, используя новые методики, новые подходы, применяя телекоммуникационные технологии.
Пути реализации задач организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учебного заведения
В последние десятилетия во всем в мире происходят коренные изменения в понимании и обеспечении качественного образования для детей с особыми потребностями.
В России также получают распространение новые образовательные технологии, в основу которых положен принцип учета интересов таких детей.
Одним из основных принципов международных стандартов является право детей с особыми потребностями на интеграцию в общество, основой которого является обеспечение таким детям доступа к качественному образованию.
Образование детей с особыми потребностями должно предусматривать включение их в общую деятельность вместе с другими детьми. Обучение детей с особыми потребностями совместно с их здоровыми сверстниками, участие в школьной жизни способствует их социальной адаптации, обеспечению самореализации их личности.
Инклюзивное образование предоставляет детям с особыми потребностями возможность полноценно общаться со своими сверстниками, почувствовать свою полноценность как члена детского коллектива, объединяться со сверстниками для участия в совместных мероприятиях воспитательного характера.
Администрации, педагогические коллективы учебных заведений с инклюзивным обучением, управление образования с городским научно-методическим центром совместно сделали нелегкие шаги в организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учебного заведения, преодолевая целый ряд проблем:
- недостаточную готовность учебных заведений к процессу обучения детей с особыми образовательными потребностями;
- неготовность педагогов, классных руководителей, учителей к преподаванию детям, имеющим особые образовательные проблемы;
- неадекватное восприятие детей с недостатками их сверстниками;
- трудно строились и отношения с родителями, ведь каждый требовал максимального внимания именно к своему ребенку.
И это, конечно, далеко не все проблемы, с которыми пришлось столкнуться на пути внедрения инклюзивного образования.
Говорить, что все вопросы решены, а проблемы преодолены, рано. Но результаты есть:
- систематизирована и активизирована работа городской психолого-медико-педагогической комиссии, которая выполняет функции своевременного выявления детей с отклонениями в развитии;
- систематически проводятся заседания психолого-медико-педагогической комиссии, на которых даются рекомендации по дальнейшему обучению ребенка в соответствии с установленным диагнозом;
- проводится консультативная работа с родителями.
Привлечение к обучению в общеобразовательных учебных заведениях детей с особыми потребностями требует особых усилий от практических психологов, ведь именно на них возлагается задача по преодолению традиционных взглядов на цели и организации работы с детьми, имеющими особые потребности, стереотипов по отношению к детям этой категории.
Они - надежные помощники учителя и воспитателя в решении проблем, возникающих при общении с родителями и детьми, советчики в вопросах нахождения путей для решения различных конфликтных ситуаций.
Все общеобразовательные учебные заведения оборудованы пандусами, помещения общеобразовательных учебных заведений с инклюзивным обучением обеспечены усиленным освещением, туалетными комнатами, в классах созданы игровые уголки, дети обеспечены медицинским обслуживанием, питанием, оздоровлением.
Взаимодействие всех участников процесса внедрения инклюзивного обучения - это путь к успеху, а результатом этой работы будет приобретение ребенком с особыми образовательными потребностями ощущения своей важности, обретение им в дальнейшем своего достойного места в обществе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)