Преимущества инклюзивного обучения
Обучение в лицее предусматривает совместное обучение учащихся, имеющих функциональные ограничения, с другими учениками. Такая форма обучения определяет для людей с инвалидностью равные права на получение образования и нуждается в политике равных возможностей.
Преимущества совместного обучения:
Для детей с особыми потребностями
- возникает стремление подражать здоровым детям, достичь лучших результатов в учебе, творчестве;
- желание ничем не отличаться;
- формируются демократические установки относительно ценностного отношения к каждому человеку;
- разрушаются комплексы, возникает свободное общение, приобретается опыт преодоления трудностей;
- усиливается интерес к жизни, появляется дополнительная мотивация к обучению;
- появляется возможность развиваться наравне со здоровыми детьми, формируются привычки к жизни в коллективе, исчезает чувство одиночества в жизни;
- создаются дополнительные возможности развития, формируется чувство причастности к жизни общества и чувство идентичности («Я такой, как другие»);
- происходит процесс самоутверждения как полноценного человека, компенсации своей болезни, преодоление комплекса неполноценности, развитие коммуникабельности;
- появляется возможность чувствовать себя не изолированным, а полноценным, здоровым и счастливым;
- происходит подготовка к условиям реальной жизни;
- создается больше возможностей участвовать в различных видах деятельности;
- повышается положительная самооценка;
- возникает дополнительное побуждение
Для других детей:
- воспитываются нравственные чувства к другим: уважение, сострадание, доброжелательность, приверженность, симпатия; умение находить подходы в общении с другими;
- формируется понимание того, что все люди разные, но все равны, несмотря на физические и психические недостатки;
- появляется чувство ответственности за себя и других, понимание того, что есть люди, которые нуждаются в помощи, сопереживании, сочувствии;
- приобретается опыт взаимодействия с другими в процессе совместных игр, труда, общения;
- появляется возможность приобретения опыта нравственного поведения: помощи, опеки;
- воспитывается способность интересоваться не только собой, но и заниматься интересами других, принимать их во внимание, понимать их проблемы
Для педагогов:
- создаются условия для постоянного профессионального совершенствования (педагоги учатся на практике составлять индивидуализированные учебные программы, пробовать разные методы обучения и воспитания, учитывать особенности стилей обучения, осуществлять разно-уровневое оценивание знаний детей);
- разрабатывать задания разного уровня сложности и тому подобное; появляются благоприятные условия для воспитания всех детей (всегда есть возможность создать ситуации, где дети могут проявить внимание, терпение, сопереживание);
- овладение искусством построения гармоничных взаимоотношений с детьми: не унизить жалостью, не позволить оскорбить, «не испортить» повышенным вниманием.
Для родителей детей с особыми потребностями:
- появляются возможности лучшего понимания своего ребенка, его социальной сущности;
- начинает разрушаться комплекс неполноценности, связанный с рождением и воспитанием больного ребенка;
- появляется чувство равновесия, осознание, что общество приняло тебя; удовольствие от того, что ребенок живет полноценной жизнью, ухоженный и находится среди доброжелательных людей;
- формируется ощущение собственной причастности к процессу воспитания и обучения благодаря участию в составлении индивидуализированных учебных планов, подборе заданий для ребенка;
- появляется возможность работать, реализовывать себя вне семьи (в любимом деле);
- создаются возможности для взаимодействия с другими семьями и, в частности, с семьями, которые воспитывают детей с особыми потребностями;
- постепенно появляется уверенность в завтрашнем дне (где учиться, что делать дальше), надежда на полноценное детство;
- имеют возможность постоянно получать информацию о сильных и слабых сторонах своего ребенка и как учить его дома;
- убеждаются, что учебная среда является безопасной для их ребенка
Для родителей других детей:
- создаются благоприятные условия, когда можно проявить свою нравственную сущность (помочь, поддержать);
- складываются благоприятные условия для воспитания в своих детях практических умений проявлять сочувствие, милосердие, доброжелательность;
- начинает разрушаться эгоцентричное отношение к миру: появляется понимание проблем других, формируется ценностное отношение к жизни, повышается социальная чувствительность;
- начинают больше понимать семьи, где есть дети с особыми образовательными потребностями
Мероприятия обучение в группах детей с нарушениями слуха
В лицее организована система мероприятий обучения в группах детей с недостатками слуха, которая компенсирует функциональные ограничения, влияющие на качество обучения учащихся с инвалидностью, и предоставляет необходимую поддержку.
Меры обеспечивают равный доступ к обучению. Лицей предлагает таким учащимся ряд услуг, которыми они могут пользоваться самостоятельно или с чьей-либо помощью, чтобы быть успешными в учебе.
При внедрении системы мер обучения учащихся с особыми потребностями в лицее учитываются психологические особенности, потребности в компенсации сенсорных дефектов, мешающих воспринимать учебный материал, социально-психологические факторы, затрудняющие интеграцию учащихся в лицее, потребности в физической реабилитации и многие другие.
Преподаватели, которые работают в группах учащихся с нарушениями слуха, имеют высшую категорию. Постоянно работают над разработкой учебно-методических материалов для детей с недостатками слуха. Изучают и используют в работе язык жестов.
Психологическое сопровождение направлено на выяснение психологических особенностей каждого ученика, укрепление и сохранение его психологического здоровья, оказание ему необходимой помощи по адаптации в интегрированной образовательной среде, содействие личностному развитию. Сопровождение осуществляется управлением социальной адаптации и реабилитации, службой психологической помощи и привлеченными специалистами.
Социальное сопровождение обучения включает меры, направленные на обеспечение социализации студентов с особыми потребностями, в частности их социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой адаптации.
Основной функцией этого блока является преодоление социальной изоляции инвалидов, содействие сохранению и повышению их социального статуса, привлечение во все сферы общественной жизни. Социальное сопровождение осуществляется управлением воспитательной работы, социальной адаптации и реабилитации, волонтерами социальной службы и привлеченными специалистами.
Обычные ученики с восторгом воспринимают выступления учащихся с нарушениями слуха на праздничных концертах, линейках, где они танцуют, поют в жестовом исполнении, используют пантомиму.
Физкультурно-спортивное сопровождение поощряет к активным занятиям физической культурой и отдельными видами спорта, участию в соревнованиях различного уровня, укрепляет мотивацию к здоровому образу жизни, предусматривает улучшение психофизического состояния и повышение их интеллектуальной работоспособности.
Сопровождение осуществляется преподавателями физического воспитания.
Ученики с проблемами слуха активные участники физических соревнований по шашкам, шахматам, теннису, волейболу, баскетболу, плаванию.
Профессиональная адаптация и реабилитация учащихся с особыми потребностями осуществляется путем предоставления им рабочей специальности в пределах профессиональной подготовки, привлечения к работе в кружках, прохождения производственной практики, предоставления таким ученикам помощи в трудоустройстве. Ученики принимают активное участие в изготовлении муляжей кондитерских изделий, они творческие личности, хорошо рисуют.
Сопровождение обучения охватывает процессы подготовки к вступлению, процедуру вступления, дальнейшего обучения в вузах, а также предусматривает поддержку связей с выпускниками и мониторинг их трудоустройства и потребностей в дальнейшем обучении.
Обеспечение сопровождения обучения учащихся с инвалидностью позволяет им действовать наравне с другими учениками и не является преимуществом по отношению к другим.
Интеграция детей с особыми потребностями в коллективе сверстников имеет ряд преимуществ: способствует развитию самостоятельности, уверенности, смелости и тому подобное. Они становятся полноценными членами общества, адаптируются к нему.
Особенности обучения детей с недостатками слуха
Потеря слуха или глухота не влияет на интеллектуальные возможности человека или на его способность учиться. Однако ребенок с пониженным слухом требует специальных образовательных услуг, чтобы получить адекватное обучение.
В лицее большое внимание уделяется развитию речи и слуха учащихся, формулировке правильного произношения звуков, навыкам коммуникации с помощью специалиста. На уроках используются услуги переводчика для тех учеников, которые используют язык жестов. Многие преподаватели лицея, овладели языком жестов и общаются с учениками без переводчика.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)