Основные направления работы инклюзивного центра
Основными направлениями работы научно-педагогического центра являются:
- Информационно-консультативная деятельность:
- консультирование различных категорий педагогических работников с использованием в практике деятельности новейших достижений в области образования детей с нарушениями зрения, ознакомление с инновационными педагогическими технологиями обучения и воспитания таких детей;
- предоставление информации педагогам об особенностях воспитания, обучения и развития детей с нарушениями зрения;
- консультирование по запросу по вопросам инклюзивного образования.
- Учебно-практическая деятельность:
- обучение педагогов подходам, методикам, технологиям, формам работы с детьми с нарушениями зрения;
- обучение интерактивным методам взаимодействия с детьми с нарушениями зрения;
- предоставление рекомендаций по созданию благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения;
- организация обмена опытом между специалистами различных образовательных учреждений и учебных заведений, которые работают с детьми с нарушениями зрения.
- Методическая деятельность:
- оказание помощи педагогам в организации учебной, коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения и ознакомление их с соответствующими программами для таких детей;
- формирование информационной, учебно-методической базы, периодических изданий, электронных ресурсов по проблемам обучения, воспитания и развития детей с недостатками зрения.
- Просветительская деятельность:
- изучение, использование и презентация мирового опыта организации инклюзивного образования, формирование готовности педагогов к работе с детьми с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования;
- ознакомление педагогов с нормативно-правовой документацией, которая касается обучения детей с нарушениями зрения;
- ознакомление ассистентов учителей со спецификой работы и особенностями психофизического развития детей с нарушениями зрения и др.
Разработка новой системы контроля и критериев оценки знаний учащихся осуществляется с учетом особенностей их общего и личностного развития и специфических принципов обучения, воспитания и развития, которыми руководствуется современная специальная школа:
- пропедевтическая, коррекционно-компенсаторная направленность;
- дифференциация и индивидуализация уровней обучаемости;
- единство обучения и развития;
- учет уровня достижений, а не уровня неудач ученика;
- единство общих требований к знаниям, умениям и навыкам с одновременным учетом индивидуальности ученика.
Психолого-педагогические основы комплексной реабилитации базируются на интегративном подходе к организации реабилитационного процесса, который сочетает традиционные и инновационные, отечественные и мировые достижения психологии, педагогики и дефектологии. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ученикам с нарушением зрения предоставляются следующие реабилитационные услуги.
Образовательные услуги - коллективная и индивидуальная формы обучения. Педагогическая реабилитация предусматривает введение комплекса мер (в том числе соответствующих форм, методов, содержания обучения), которые создают предпосылки для овладения детьми с нарушениями зрения системой знаний, умений и навыков, применение которых способствует дальнейшему развитию личности: повышению образовательного, квалификационного уровня, способности к самостоятельной трудовой деятельности, организации быта, адекватного планирования самостоятельной жизни.
Медицинская реабилитация - лечебно-восстановительные и лечебно-профилактические мероприятия. Медицинский персонал систематически знакомит педагогов и родителей с результатами углубленного медицинского осмотра и программой аппаратного лечения детей, санитарно-гигиеническим режимом школы, клиническими проявлениями нарушений развития воспитанников.
Психолого-педагогическая реабилитация - консультирование, психолого-педагогическая диагностика и коррекция, психолого-просветительская работа. Психологическая реабилитация направлена на развитие психических функций, создание оптимальных условий для дальнейшего становления каждого ребенка как полноценной личности в процессе усвоения ценностей и приспособления к требованиям общества.
Физическая и физкультурно-спортивная реабилитация - лечебный массаж, лечебная физкультура, ритмика, учебно-тренировочные занятия по физической культуре и спорту, занятия спортом. Физическая и физкультурно-спортивная реабилитация направлена на способность задействовать компенсаторные возможности организма ребенка, активизировать имеющиеся физиологические резервы для решения проблем собственного саморазвития.
Профессиональная реабилитация - профессиональная ориентация, допрофессиональная подготовка. Важным условием успешности реабилитационного процесса в научно-практическом центре являются занятия, социально-бытовая, пространственная ориентация, трудовое обучение учащихся. На базе оборудованных учебных мастерских, в соответствии с трудовыми профилями, ученики готовятся к самостоятельной работе. Этому способствует большее, чем в общеобразовательной школе количество часов учебного плана, отведенное на трудовое обучение.
Социальная и бытовая реабилитация - приспособление мебели, установление оборудования для адаптации помещений, обучение основным социальным навыкам, социально-бытовой патронаж, трудотерапия. Социальная и бытовая реабилитация предусматривает формирование способности к оптимистическому восприятию жизни и ориентации на успех, к сознательному профессиональному самоопределению в соответствии с собственными личностными возможностями, способностями и интересами; умение строить жизнь по своему проекту; высокая социальная активность личности, компетентность в построении жизненного пути, ответственность за собственную судьбу и поступки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)