Развитие естественных задатков
Особенно большое значение в учебно-воспитательной работе уделяется развитию естественных задатков. Кроме общих моментов, предусматривается всестороннее развитие учащихся в процессе обучения без ущерба для здоровья. При этом обязательно учитываются рекомендации врача.
При выборе методов, приемов, оборудования и форм организации обучения большое значение уделяется охране зрения, выполнению всех гигиенических и санитарных норм.
В конспектах после названия темы, в целях, оборудовании урока, указываются особенности, обусловленные состоянием зрения слабовидящих. В процессе фронтальной работы по пунктам плана указывается последовательность работ, которая давала бы отдых для глаз.
Так, например, после выполнения письменной работы ученики дают ответы в устной форме. Планируется индивидуальный подход не только при сокращении зрительной нагрузки, но и при ее увеличении, указывается, что и как будут делать слабовидящие дети, в зависимости от характера заболевания глаз (сужение поля зрения, цветовая слепота).
На уроке организуется переход от одного вида работы к другому. Но надо иметь в виду, что такие переходы могут вызвать изменение аккомодации, что означает динамический процесс усиления преломляющего свойства глаза при его приспособлении к видению на различных близких расстояниях.
Переключение зрения с дальней дистанции на предмет, расположенный близко от глаза, вызывает безусловный рефлекс - включение аккомодации. Но при недостаточном освещении, когда ученики низко наклоняются над книгой, может быть перенапряжение или спазм аккомодации. Это наблюдается при миопии (близорукости).
Планируя работу на уроке или на воспитательных занятиях, нужно разделять ее на определенные этапы, учитывая необходимость чередования отдыха для глаз. В работе со слабовидящими детьми широко используется устная речь до начала работы с учебником или перед выполнением письменных работ. Слово является мощным средством становления в памяти зрительных образов. В младшей школе практикуется повторение вполголоса, хором правил грамматики, стихов. В старших классах ученики вполголоса должны говорить термины, имена, даты.
Разнообразные формы работы способствуют развитию интереса и познавательного интереса к учебным предметам.
В старших классах II-III степеней практикуется краткое повторение устного материала, который был прочитан учителем или воспитателем во время уроков или в процессе самоподготовки. Для облегчения возникновения зрительных образов, со слабовидящими школьниками, как в младших, так и в старших классах применяют словесное рисование и черчение, которое сопровождается движением рук. Особое значение имеет комментируемое письмо, так как оно тренирует слуховое внимание. Во время занятий со слабовидящими детьми ликвидируется все, что может отвлекать учеников от работы.
В планах учебной работы особенно важно учесть дифференцированный и индивидуальный подход в отношении не только зрения, но и познавательных возможностей, интереса к предмету.
Планы воспитательной работы должны соответствовать определенным требованиям.
Все учителя и воспитатели заботятся об охране зрения каждого ученика.
В школьных отчетах отмечается, все ли, что предусмотрено программой, выполнено.
Офтальмолог рекомендует каждому из учеников необходимые размеры букв для чтения и письма в учебнике, тетради, на доске и таблицах, рекомендует индивидуальную зрительную нагрузку.
В большинстве случаев снижение зрения является сигналом к тому, чтобы педагоги не обеспечивали охрану зрения.
В годовых отчетах педагогов школы отражаются пути и способы, обеспечивающие полное усвоение программы с сохранением зрения.
Учитель, воспитатель и врач-офтальмолог работают в постоянном контакте, чтобы обеспечить коррекцию и компенсацию дефектов. Учителю недостаточно давать учащимся нужный материал, важно проверить, в какой мере он воспринимается зрительным путем. Нельзя всегда говорить «прочитай», «посмотри», надо предложить ученикам: прочитай громко, расскажи, что ты видишь, подойди и покажи на карте. Если ограниченность в зрительной работе дает отрицательное влияние на усвоение учебного материала, тогда указываются пути преодоления с использованием специальных средств и приемов.
- Обучение интерактивным методам взаимодействия с детьми с нарушениями зрения.
- Знакомит с такими направлениями коррекции пороков развития слабовидящих учеников, как коррекция психического, физического развития и коррекция основных функций зрения.
- Предоставляет рекомендации по созданию благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения.
- Организует обмен опытом между специалистами различных образовательных учреждений и учебных заведений, работающих с детьми с нарушениями зрения. На базе учреждения проводятся выездные семинары учителей, воспитателей, выездные занятия слушателей курсов повышения квалификации.
Медицинское обслуживание воспитанников школы должно быть организовано в соответствии с нормативно-правовой базой. Для качественного медицинского обеспечения учащихся и учителей в заведении должен быть оборудован медицинский пункт, где работает школьная медсестра, которая организует систематическое и плановое медицинское обслуживание учащихся, обеспечивает профилактику детских заболеваний. Ежегодно по месту жительства дети проходят углубленный медицинский осмотр, согласно результатам которого, детей, на основании справок лечебного учреждения формируют в специальные медицинские группы.
Педагоги научно-практического центра являются авторами программ для слабовидящих детей, а также:
- дают рекомендации по созданию благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития детей с недостатками зрения;
- оказывают помощь педагогам в организации учебной, коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения и знакомят их с соответствующими программами для таких детей;
- формируют информационную, учебно-методическую базу периодических изданий, электронных ресурсов по проблемам обучения, воспитания и развития детей с недостатками зрения, подготовки педагогов к работе с такими детьми.
В научно-педагогическом центре педагоги и родители могут ознакомиться с нормативно-правовой документацией, касающейся обучения детей с недостатками зрения, со спецификой работы и особенностями психофизического развития детей с нарушениями зрения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)