Применение инновационных технологий – как совершенствование содержания инклюзивного образования
Утверждение демократических принципов в обществе, активное внедрение инклюзивного образования способствует массовому творчеству учителей. Они, удовлетворяя интересы детей общего развития и детей с особыми образовательными потребностями, часто отходят от устоявшихся шаблонов, ищут и находят в обучении такие методические подходы, которые обеспечивают высокий уровень знаний и навыков всех учеников.
Сейчас существует немало различных инновационных методик по обучению и воспитанию детей. Эти методики нетрадиционные, интересные, развивающие, обогащают жизнь учащихся и позволяют научиться в массовых учреждениях детям с особыми образовательными потребностями.
Использование их в работе с детьми-логопатами возможно лишь тогда, если творчески обработать ту или иную педагогическую методику, адаптировать, приспособить ее для логоробота, тем самым осовременить процесс коррекции недостатков речи.
Рассмотрим методику обучения грамоте по системе А. М. Зайцева.
Интересный подход, но чтение кубиков, таблиц детьми с дефектной речью негативно влияет на речевое развитие ребенка, вызывает закрепление, а не исправление существующих дефектов.
Были сделаны определенные дополнения к дидактической наглядности А. М. Зайцева, соответствующие требованиям коррекционной работы с детьми-логопатами. Это дало возможность полностью использовать данную методику даже на первом этапе коррекционной работы.
В результате соединились два процесса - коррекция и чтение. Они идут параллельно, рядом, помогают друг другу. И при этом сохраняется главная авторская идея - обучение интересное, развивающее, личностно-ориентированное.
Использование методики А. Зайцева дает хорошие результаты на практике.
Предпосылкой использования кубиков А. Зайцева являются следующие факторы: подготовка артикуляционного аппарата; развитие речевой моторики, постановка звука.
К кубикам А. Зайцева добавляются еще кубики- «домики», в которых «живут» звуки. А чтобы не ошибиться, поможет картинка-подсказка на каждой грани кубика.
Желательно, чтобы эти картинки-подсказки были разнообразные на одном и том же кубике. Каждая грань кубика имеет свой цветной фон. Это не только эстетически воспитывает детей, но и имеет определенные дидактические цели: повышает интерес, заинтересованность, изучение и закрепление цветов, дает возможность разнообразить задания.
С этими кубиками можно играть, выполнять упражнения, задания не только по инструкции педагога, но и самостоятельно, вместе с товарищами.
Кроме того, можно использовать кубики с разными рисунками, которые имеют определенный звук, который корректируется. Комплектование кубиков рисунками - разнообразное, как для автоматизации одного звука, так и для автоматизации и дифференциации различных звуков. Обязательно, чтобы на этих рисунках были картинки-подсказки.
Такой зрительный контроль нацеливает ребенка назвать рисунок, прочитать слоги, слова правильно, согласно фонетике родного языка.
Именно этим ребенок самостоятельно корректирует свое произношение, самостоятельно учится правильно произносить дефектные звуки, ускоряет срок коррекционно-развивающей работы.
Коррекционную работу по кубикам Зайцева можно проводить в 4 этапа.
I этап - знакомство с кубиками, автоматизация изолированного произношения поставленного звука.
II этап - автоматизация звука в слогах и словах, чтение слогов и слов.
III этап - дифференциация оппозиционных звуков, чтение слогов и слов.
IV этап - автоматизация и дифференциация звуков в тексте, составление и чтение предложений.
В коррекционной работе особую роль играет формирование у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)