Психологическая подготовка педагогов к работе с неполноценными детьми
Также очень важна психологическая подготовка педагогов к работе с такой категорией детей. На первый план, как правило, выступает мотивационная и личностная готовность учителя воспринимать ребенка с недостатками психофизического развития как полноправного члена классного коллектива. И именно от этой готовности в конечном итоге будет зависеть успех социальной адаптации ученика.
Положительная установка на успех является залогом хорошего результата в любой деятельности. Учитель, является для учащихся авторитетом, носителем общественного мнения, под влиянием которого формируются установки, убеждения и дальнейшее поведение детей. Поэтому, если у учителя отсутствует предвзятое отношение и негативные социальные установки к ребенку с особыми образовательными потребностями, если он положительно относится к его пребыванию среди здоровых сверстников и создает условия для благоприятного социально-психологического климата в коллективе, то соответственно, это будет положительно влиять и на отношение других учеников к такому ребенку.
Инклюзивный подход в образовании призван сформировать положительную педагогическую мотивацию учителей и воспитателей, стереть негативные стереотипы и установки, которые мешают воспринимать «особого ребенка» как целостную личность, полноценного члена общества.
Для успешного обучения детей с особенностями психофизического развития педагог должен овладеть необходимыми знаниями и навыками:
- Ознакомиться с анамнезом ученика, иметь представление, какие психические процессы и функции у него нарушены.
- В процессе учебной деятельности изучать динамику внимания, утомляемости, темп работы каждого ребенка.
- Учитывать состояние слуха, зрения, общей и мелкой моторики.
- Научиться адаптировать учебные планы, методы работы, дидактический материал к индивидуальным потребностям детей.
- Уметь создавать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми, формированию коллектива.
- Формировать у детей опыт отношений в социуме, навыки адаптации к социальной среде.
- Подготовить детей класса к тому, что рядом с ними будут учиться ученики с особыми потребностями, научить детей налаживать дружеские отношения, чтобы дети с особыми потребностями чувствовали себя членами коллектива.
- Не допускать пренебрежительного отношения к детям с ограниченными возможностями.
Содержание, формы и методы воспитательной работы в инклюзивном классе должны быть коррекционно-направленными. Это означает, что каждая тема, которую изучают дети, каждый метод, должны способствовать не только усвоению знаний, умений и навыков, формированию поведения, но и направляться на исправление пороков развития (в зависимости от нозологии). Очень важными моментами в работе с такими детьми является правильно выбранный темп работы, повторяемость, углубленный индивидуальный и дифференцированный подход, опора на способности ребенка, которые являются более развитыми, а также обеспечение предосторожности учебного процесса, во избежание перегрузки.
Следующей составляющей готовности педагогов к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями, является овладение следующими личностными качествами, такими как: терпение, выдержка, любовь к детям, умение найти индивидуальный подход к ребенку, умение сотрудничать с другими специалистами и использовать их советы, доброта, доброжелательность, умение понять ребенка и тому подобное.
Следовательно, успешная и эффективная практическая реализация процесса инклюзивного образования зависит, прежде всего, от отношения к нему учителя как субъекта учебной деятельности. Если особенности психофизического развития ребенка - это, почти всегда, неизменный фактор, то способность учителей к сознательному изменению своего отношения к ним, расширению знаний, умений и навыков в обучении и воспитании детей с нарушениями психофизического развития, использованию ими различных форм, методов и приемов работы могут измениться к лучшему. Именно при таких условиях возможно эффективное внедрение инклюзии в практику работы общеобразовательных учебных заведений.
Лица с нарушением развития нуждаются не только в сочувствии, но и помощи стать полноправными членами общества, иметь возможность полностью социализироваться в современном обществе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)