Пути профилактики в образовательной среде
Актуальность поднятой темы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества возникает вопрос о необходимости интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в здоровое общество. Однако этот процесс связан с рядом трудностей, одной из которых является неготовность здоровых людей активно взаимодействовать с инвалидами, принять их как полноценных членов своей группы, поддерживать с ними официальные и неофициальные отношения. С другой стороны, личность с особыми потребностями, чувствуя негативное отношение к себе со стороны окружающих, сама начинает критически относиться к идее интеграции, поскольку воспринимает здоровый социум как враждебную среду. В соответствии с этим, важной задачей, которая предстает сегодня перед психологами и социальными работниками, является разработка системы средств, способствующих созданию условий для построения гармоничных отношений между здоровыми людьми и инвалидом.
На современном этапе развития общества важной задачей является внедрение в реальную жизнь гуманистических принципов, касающихся взаимодействия социума с людьми с ограниченными физическими возможностями. Вопрос интеграции инвалида в здоровое общество, в целом, и в инклюзивное образование, в частности, является предметом активного обсуждения ученых и практиков.
Проблему неприятия инвалидов здоровыми людьми следует анализировать, опираясь на понятие гандикапизма.
Гандикапизм следует рассматривать как отдельное явление, которое не является видом ксенофобии, однако тесно связано с ней по механизмам проявления и формирования.
Понятие «гандикапизм» понимается как предрассудки в отношении инвалидов и лиц с определенными отклонениями от нормы, то есть оно становится, таким образом, разновидностью расовых предрассудков, существующих в нашем обществе как в открытых, индивидуальных и институциональных, так и в скрытых формах.
Группы факторов, провоцирующих появление гандикапизма, можно разделить на генетические и собственно психологические. К генетическим детерминантам можно отнести инстинктивность, сохранение идентичности и стремление к самоидентификации. Психологические детерминанты реализуются через такие черты, как отвращение, страх, беспомощность, беспокойство, тревога, ненависть, антипатия, напряжение, а также стремление к доминированию.
Распространение гандикапизма как социального явления может быть связано с нестабильной ситуацией, которая сложилась в обществе, поскольку нестабильность является фактором, провоцирующим повышение тревожности, на основе чего формируется групповая гиперидентичность. Это приводит к сужению круга «своих» и обострению негативного отношения к «чужим», в границы которых попадают и люди с ограниченными возможностями, которые воспринимаются как «другие», отличные по определенным признакам.
Еще одной детерминантой проявления и распространения гандикапизма как социальной установки является культурно-психологическая дистанция, которая выступает как норма при взаимодействии социума с инвалидами. Общество отделяется от людей с определенными недостатками, образуя категории «мы» и «они». И хотя сегодня внедряется система интеграции людей с особыми потребностями в здоровое общество, в общественном сознании все же укоренившейся является установка относительно психологической дистанции между здоровым человеком и инвалидом.
Важным источником формирования гандикапизма как общественного явления является стигматизация. В большинстве литературных источников стигма рассматривается как признак, который обусловливает определенную неполноценность, отличие одного человека от «большинства». Эта характеристика приписывается обществом отдельным людям или группам людей, которые отличаются от основной массы, и предусматривает негативное отношение к ним. Стигматизация является основой формирования стереотипов, характеризующихся упрощенным, сжатым представлением о социальных объектах, которое формируется на основе одного, часто несущественного признака.
Наряду со стигматизацией, важным фактором, провоцирующим гандикапные проявления, является интолерантность. Нетерпимость в любой форме опасна и неприемлема в современном обществе, особенно, если речь идет об отношении к людям с ограниченными возможностями. Интолерантность предусматривает отсутствие таких качеств, как эмпатийность, отзывчивость, доброжелательность.
Доброжелательность - это способность видеть в другом человеке его индивидуальные особенности, черты, отличающие его от других, и, несмотря на осознание этих различий, принимать индивида таким, какой он есть, со всей совокупностью черт и недостатков. Эмпатийность - черта, позволяющая погрузиться во внутренний мир другого человека, понять его переживания и мысли. Особенно важно проявление этой черты при взаимодействии с инвалидами, которые часто чувствуют себя незащищенными.
Взаимосвязанной с этими чертами является чуткость, которая выступает регулятором межличностных отношений, переводя их с позиции деструктивного взаимодействия в позицию сотрудничества.
Явление гандикапизма неразрывно связано с феноменом гандикапа.
Гандикап рассматривается как состояние, при котором сочетание физических, умственных, психологических и социальных качеств затрудняет процесс приспособления человека, не позволяя ему достичь оптимального уровня развития и функционирования.
Комплекс гандикапа формируется у личности через отраженное видение себя глазами окружающих. То есть, когда человек с ограниченными физическими возможностями сталкивается с неприятием со стороны здоровых людей, с негативными оценками, которые формируются на основе стереотипов, он сам начинает воспринимать себя в соответствии с этими представлениями, что в свою очередь приводит к снижению собственной ценности, появлению чувства неполноценности, перестройке «Я-концепции», доминированию негативного самоотношения. Все это снижает мотивацию инвалида к взаимодействию со здоровым социумом, который начинает восприниматься как враждебная среда, что в свою очередь выступает фактором, который затрудняет интеграцию личности в социум.
В связи с этим встает необходимость выработки системы мер, способствующих снижению уровня гандикапизма, что в свою очередь будет способствовать лучшему самочувствию в социуме человека с физическими ограничениями, повышению уровня его социальной активности, созданию условий для его самореализации.
Одним из таких средств является вживление в общественное сознание образа инвалида как человека успешного, способного к профессиональной и личностной самореализации, полноценной жизни. С помощью средств массовой информации следует транслировать материалы, где человек с физическими ограничениями выступал бы как полноценная личность, которая проявляет социальную активность, является полезным членом общества, достигла значительных достижений в профессиональной деятельности. Это будет способствовать разрушению негативных стереотипов относительно инвалида, которые укоренены сегодня в обществе, и станет образцом для самих инвалидов, как альтернатива социальной изолированности и ограничения сфер общественной деятельности. В свою очередь, разрушение стигм, которые накладываются на инвалида, будет способствовать повышению его мотивации к интеграции в здоровое общество, самореализации за счет проявления социальной активности.
На индивидуальном уровне преодолению гандикапизма будет способствовать развитие толерантности, отзывчивости личности, формирование мотивации к активному взаимодействию с человеком с ограниченными физическими возможностями, построение с ним конструктивного взаимодействия на основе восприятия его, как полноценной личности.
Негативное отношение к инвалидам, неадекватная их оценка, акцентирование внимания на их физическом пороке, а не на личностных свойствах, является тем фактором, который затрудняет процесс интеграции человека с особыми потребностями в здоровое общество. Разрушение стигм и стереотипов, в соответствии с которыми осуществляется оценка инвалида, значительно облегчит их адаптацию в социуме, ускорит процесс интеграции, будет способствовать лучшему самочувствию человека с физическими ограничениями при взаимодействии со здоровыми людьми.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)
Другим необходимым условием вхождения инвалида в здоровое общество является развитие толерантности, как черты, которая подразумевает терпимое отношение к социальным группам, отличающимся по определенным признакам от большинства, в частности инвалидов, принятие их, ориентируясь не на определенные отличительные признаки, а на качества, которые являются общими для всех социальных категорий.
И хотя «инклюзия» не является коренным новым явлением для нашей страны, на пути ее эффективного внедрения существует много трудностей и препятствий. Прежде всего, речь идет о профессиональной, личностной и психологической подготовке педагогов к обучению детей с особенностями психофизического развития. На сегодняшний день эта проблема стоит достаточно остро и требует разработки научно и практически обоснованных путей ее решения.
Как показывает практика внедрения инклюзивного образования, учителя общеобразовательных школ, привыкшие в течение многих лет работать по отлаженной системе, апробированной учебными планами, оказались не готовы к новым требованиям, которые ставит перед ними инклюзивное образование. В этом большую роль играет недостаточность у педагогов знаний об особенностях развития, обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями.
Педагоги инклюзивных классов должны иметь специальную подготовку. В ее содержание должны входить:
- знакомство с психофизическими особенностями детей с пороками развития и учет этих особенностей в учебно-воспитательном процессе;
- осведомленность по специальным методам и приемам обучения, доступным техническим и дидактическим средствам обучения, эргономичным нормам и требованиям к организации и осуществлению процесса их обучения.