Привлечение специалистов отдела образования и здравоохранения
Решение современных проблем здравоохранения в нашей стране нуждается в высоком профессионализме медицинских работников. Однако эта профессия требует кроме профессиональной, еще и психологической подготовки. В последнее время демографическая ситуация улучшилась, однако увеличилось количество детей, состояние здоровья которых вызывает беспокойство. А именно: детей, имеющих проблемы со зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом, с нарушениями психофизического развития. С принятием государственных документов, указывающих на нововведения в образовании - инклюзии и интеграции, наблюдается функционирование дошкольных образовательных учреждений санаторного, компенсирующего типа, где помимо образовательных функций, осуществляются и оздоровительные функции. Таким образом, к медицинским сестрам дошкольных образовательных учреждений ставятся новые, более конкретные требования. Повышенные требования к профессиональной компетентности медицинских сестер влияют на их психологическое положение: провоцируют возникновение эмоционального напряжения, приводят к появлению большого количества профессиональных стрессов, к преодолению которых медицинские сестры должны быть психологически подготовленными. Также, целесообразным будет предположение, что работа медицинской сестры будет эффективной, если она будет понимать психические возможности ребенка и рационально их использовать в процессе практической деятельности, умело налаживать отношения с коллегами, родителями воспитанников. Этого можно достичь благодаря сложившейся психологической компетентности.
Психологическая компетентность медицинских сестер включает способность и готовность к сотрудничеству в процессе выполнения профессиональных обязанностей, к установлению оптимального соотношения профессионально-ролевых и личностно-эмоциональных отношений, а также к применению психотерапевтических приемов. Развитие психологической компетентности медицинских сестер дошкольных образовательных учреждений, будет способствовать:
- совершенствованию лечебно-оздоровительного процесса;
- эффективности осуществления медицинской помощи;
- налаживанию сотрудничества с воспитанниками, их родителями и с коллективом в целом;
- повышению уровня профессионального мастерства;
- формированию представления об особенности психологической компетентности и необходимости ее формирования для успешной профессиональной деятельности медработников.
Учитывая увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, стоит вводить командный подход.
Профессиональная деятельность медицинских сестер дошкольных образовательных учреждений отличается от деятельности медицинских сестер, работающих в системе здравоохранения. А именно: у них широкий круг профессиональных полномочий, они являются единственным носителем медицинских знаний в своем заведении, ведь работают без врача. Специфика работы медицинской сестры в образовательном учреждении требует сформированности психологической компетентности, это будет способствовать развитию как профессиональных, так и личностных качеств и приведет к повышению уровня профессиональной деятельности медицинских сестер. Главное отличие в должностных полномочиях медицинской сестры медицинского и дошкольного образовательного учреждений заключается в том, что первая работает под пристальным контролем врачей и для нее важно соблюдение правил субординации, профессиональная же деятельность второй происходит в автономном режиме, где планирование и выполнение ежедневных рабочих задач проводится самостоятельно. Вторым отличием, является разница в широте круга профессионального общения и стиле этого общения. Для медсестры дошкольного образовательного учреждения профессиональным требованием является развитость навыков общения, гибкость поведения, и других качеств, так как в дошкольном образовательном учреждении медицинская сестра является главным носителем медицинских знаний и должна осуществлять контролирующие функции: соблюдение санитарно-гигиенических норм, режимных моментов и т.п. как педагогическим коллективом, так и техническим персоналом.
В целях совершенствования профессиональной деятельности медицинских сестер дошкольных образовательных учреждений в рамках эксперимента была проведена работа с участниками экспериментальной и контрольной групп.
Почти все участники контрольной группы в эссе выражают положительное отношение к собственной профессиональной деятельности. В некоторых случаях мотивация выбора профессии была на эмоциональном уровне, - связана с детскими впечатлениями и мечтами, которые не всегда сразу осуществляются. В дальнейшем исследовании было обнаружено, что личные качества респонденток соответствовали требованиям психограммы медсестры.
Ведь если в колледже медицинских сестер целенаправленно нацеливают на работу в медицинском учреждении, то к работе в образовательных учреждениях никто не готовит.
Поэтому это необходимо осуществлять во время курсовой подготовки в системе последипломного педагогического образования.
Сложившаяся психологическая компетентность специалистов дошкольного образовательного учреждения способствует повышению эффективности командной работы в условиях инклюзии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)