Преимущества совместного обучения
Для детей с особыми потребностями:
- возникает стремление подражать здоровым детям, достичь лучших результатов в учебе, творчестве, желание ничем не отличаться;
- формируются демократические установки по ценностному отношению к каждому человеку;
- разрушаются комплексы, возникает свободное общение, приобретается опыт преодоления трудностей;
- усиливается интерес к жизни, появляется дополнительная мотивация к обучению;
- появляется возможность развиваться наравне со здоровыми детьми, формируются привычки к жизни в коллективе, исчезает чувство одиночества в жизни;
- создаются дополнительные возможности развития, формируется ощущение причастности к жизни общества и чувство идентичности («Я такой, как другие»);
- происходит процесс самоутверждения как полноценного человека, компенсация своего недуга, преодоление комплекса неполноценности, развитие коммуникабельности;
- появляется возможность чувствовать себя не изолированным, а полноценным, здоровым и счастливым;
- идет подготовка к условиям реальной жизни;
- создается больше возможностей участвовать в различных видах деятельности;
- повышается положительная самооценка;
- становится разнообразнее общение.
Для других детей:
- воспитываются нравственные чувства к другим: уважение, сочувствие, доброжелательность, приверженность, симпатия; умение находить подходы в общении с другими;
- формируется понимание того, что все дети разные, но все равны, несмотря на физические и психические недостатки;
- появляется чувство ответственности за себя и других, понимание того, что есть люди, которые нуждаются в помощи, сопереживании, сочувствии;
- приобретается опыт взаимодействия с другими в процессе совместных игр, труда, общения;
- появляется возможность приобретения опыта нравственного поведения: помощи, опеки;
- воспитывается способность интересоваться не только собой, но и заниматься интересами других, принимать их во внимание, понимать их проблемы.
Для педагогов:
- создаются условия для постоянного профессионального совершенствования (педагоги учатся на практике осуществлять индивидуальный подход, составлять индивидуализированные учебные программы, апробировать различные методы обучения и воспитания, учитывать особенности стилей обучения, осуществлять разноуровневое оценивание знаний детей, разрабатывать задания разной степени сложности и т.д.);
- появляются благоприятные условия для эффективного воспитания всех детей (всегда есть возможность создать ситуации, где дети могут проявить внимание, терпение, сопереживание);
- освоение искусства построения гармоничных взаимоотношений с детьми: не унизить жалостью, не позволить оскорбить, не обидеть повышенным вниманием.
Для родителей:
- появляется возможность лучшего понимания своего ребенка, его социальной сущности;
- начинает разрушаться комплекс неполноценности, связанный с рождением и воспитанием больного ребенка;
- появляется чувство равновесия, осознание, что общество приняло тебя; удовольствие от того, что ребенок живет полноценной жизнью, ухожен, находится среди доброжелательных людей;
- формируется ощущение собственной причастности к процессу воспитания и обучения благодаря участию в составлении индивидуализированных учебных планов, подборе заданий для ребенка;
- появляется возможность работать, реализовывать себя вне семьи (в любимом деле);
- создаются возможности для взаимодействия с другими семьями и, в частности, с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями;
- постепенно появляется уверенность в завтрашнем дне (где учиться, что делать дальше), надежда на полноценное детство;
- имеют возможность постоянно получать информацию о сильных и слабых сторонах своего ребенка и как учить его дома;
- убеждаются, что учебная среда является безопасной для их ребенка.
Для родителей других детей:
- создаются благоприятные условия, когда можно проявить свою нравственную сущность (помочь, поддержать);
- создаются благоприятные условия для воспитания у своих детей практических умений проявлять сочувствие, милосердие, доброжелательность;
- начинает разрушаться эгоцентричное отношение к миру: появляется понимание проблем других, формируется ценностное отношение к жизни, повышается социальная чувствительность;
- начинают больше понимать семьи, где есть дети с особыми образовательными потребностями
Выполняя консультативную функцию, социальный педагог дает рекомендации, профессиональную, консультативную, социально-педагогическую помощь детям с особенностями психофизического развития, их родителям, ученикам, учителям, администрации и другим лицам в поиске путей выхода из проблемной ситуации; обеспечивает налаживание взаимодействия между учениками, родителями и педагогическими работниками в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Осуществляя выполнение защитной функции, социальный педагог обеспечивает реализацию прав и интересов детей с особенностями психофизического развития на основе государственных и межгосударственных документов; отслеживает предоставление им необходимых льгот, представляет их интересы в различных инстанциях; сотрудничает с органами социальной защиты и помощи, медицинскими учреждениями.
Осуществляя реализацию профилактической функции, социальный педагог предотвращает проявления социальной дезадаптации детей с особенностями психофизического развития; конфликтного поведения среди учащихся, их родителей; убеждает детей в целесообразности соблюдения социально значимых норм и правил поведения; обеспечивает условия для формирования их социально положительной направленности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)