Проблемы подготовки педагогических работников к работе в инклюзивном учебном заведении
Современная образовательная парадигма выстраивается на основе ребенкоцентризма и гуманизации. Усиление внимания к индивидуальному развитию личности, признание гуманистических принципов образования как наиболее соответствующих принципам правового государства является одной из предпосылок полноценного вовлечения детей с нарушениями психофизического развития в систему общественных отношений.
Важное значение, при этом, приобретает инклюзивное образование детей с нарушениями психофизического развития.
Таким образом, ключевым аспектом успешного внедрения инклюзивного образования является формирование готовности педагогов к работе с детьми с нарушениями психофизического развития в условиях инклюзии.
Исследование готовности педагогических работников работать с детьми с особыми потребностями в условиях инклюзивного учебного заведения проведено на курсах повышения квалификации внешкольного учебного заведения.
По результатам исследования скорректированы содержание и направления деятельности секции психологии, специального и инклюзивного образования, в частности, запланировано:
- разработка учебно-тематических пособий и рекомендаций по внедрению инклюзивного образования и формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью;
- внесение изменений в программы образовательной деятельности курсов повышения квалификации педагогических работников всех категорий;
- обеспечение на курсах повышения квалификации углубленной профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями (практических психологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов и других специалистов);
- проведение мониторинга готовности педагогов, практических психологов и других специалистов работать в условиях инклюзии и осведомленности об особенностях работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- разработка постоянно действующих семинаров для педагогов, практических психологов и других специалистов по вопросам практических аспектов внедрения инклюзивного образования, предоставления коррекционно-развивающих услуг детям с особыми образовательными потребностями.
Исследование готовности педагогов позволило запланировать разработку программ тематических спецкурсов для педагогов по вопросам практических аспектов внедрения инклюзивного образования, предоставления коррекционно-развивающих услуг детям с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного образования в условиях учебно-воспитательного комплекса
Главная цель учебно-воспитательного комплекса: реализация права детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного дошкольного и начального школьного образования, их социализация и интеграция в общество, формирование конкурентоспособной личности - полноправного гражданина нашего государства и активное привлечение семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
Главное отличие учебно-воспитательного комплекса - это положительное отношение педагогов к идеям инклюзивного образования, их желание работать с детьми с особыми образовательными потребностями и быть носителями добра, толерантности и гуманизма. Девиз педагогов школы - жалеть не надо, надо любить и помогать превращать недостатки в достоинства.
В учебно-воспитательном комплексе разработана определенная структура организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей урока в классе с инклюзивным образованием:
- во время проведения урока, учитель любую методику, технологию рассматривает в контексте возможностей детей с особыми образовательными потребностями, предпочитая групповым и индивидуальным методам обучения;
- учитель много внимания уделяет психологическому климату, урок начинается с эмоционального настроя на позитив, создания «поля любви в классе », которые направлены на формирование у детей с особыми образовательными потребностями уверенности в себе и своих возможностях;
- коррекционная направленность каждого урока. Кроме учебной, развивающей и воспитательной цели, урок имеет коррекционную цель (кроме общеобразовательных и воспитательных задач, решаются еще и специфические задачи, направленные на компенсацию и коррекцию пороков развития);
- обязательным условием при отборе методов и приемов учебной работы является объединение словесных и наглядных методов обучения для предупреждения вербализма, а в дальнейшем - формализма знаний учащихся. С целью лучшего усвоения материала на уроках для детей с тяжелыми нарушениями зрения чаще, чем в общеобразовательных классах, используется прием повторения. Правильно построенное повторение ведет к более глубокому пониманию материала, способствует установлению связей между изученным и полученным материалом. Также, повторение позволяет дополнить, уточнить и откорректировать ранее усвоенные знания, поскольку слабовидящие дети имеют ошибки восприятия и самостоятельно не могут их исправить;
Индивидуальная программа развития ребенка создается в течение 14 дней после первичной оценки его потребностей. Она создается мультидисциплинарной командой с обязательным привлечением родителей или лиц, их заменяющих, и охватывает основные сферы обучения и воспитания ребенка, познавательной деятельности, духовного и эмоционального развития, потребностей здоровья, социального и физического функционирования. При разработке индивидуальной программы основное внимание обращается на разработку конкретных учебных стратегий и подходов, а также системы дополнительных услуг, которые дадут ребенку возможность успешно учиться в обычном классе.
Оформление и ведение соответствующей документации возлагается на педагога-куратора (тифлопедагог, психолог, социальный педагог).
Индивидуальная программа развития содержит такие разделы:
- Общая информация о ребенке: имя и фамилия, возраст, телефоны родителей, адрес, проблема развития (информация об особых образовательных потребностях), дата зачисления ребенка в школу и срок, на который составляется программа.
- Имеющийся уровень знаний и умений. Педагоги (учителя и специалисты) в течение 1-2 месяцев (в зависимости от сложности нарушения) изучают возможности и потребности ребенка, фиксируют результаты изучения:
- Итоговый вывод психолого-медико-педагогической комиссии (копия протокола диагностического заседания комиссии).
- Копия реабилитационной карты ребенка.
- Карта истории развития ребенка.
- Характеристика зрительной патологии и рекомендации врача-офтальмолога.
- Результаты психолого-медико-педагогического обследования ребенка.
- Специальные и дополнительные образовательные услуги.
В индивидуальной программе развития фиксируется расписание занятий с соответствующими специалистами, указывается количество и продолжительность таких занятий с ребенком.
Коррекционно-образовательный маршрут и циклограмма:
- поддержание здоровья: занятия в кабинете коррекции зрения, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры, массаж;
- индивидуальный коррекционный маршрут: создание специальных условий, индивидуальное сопровождение и помощь в самообслуживании;
- занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекции недостатков зрительного восприятия;
- занятия учителя-логопеда по исправлению недостатков развития речи;
- психологическая поддержка;
- социальная защита;
- организация досуга;
- работа с семьей.
- Адаптация учебных и коррекционных подходов, наглядных и других материалов, оборудования в соответствии с потребностями ребенка с нарушениями зрения.
Приспособление образовательного пространства.
Адаптация общеобразовательной программы к индивидуальным образовательным особенностям конкретного ребенка.
- Информация о прогрессе ребенка.
Неотъемлемой составляющей индивидуальной программы развития является оценка и сбор сведений об успехах ученика: образцы работ ребенка, результаты наблюдений, контрольные листки, описания поведения, результаты тестов и тому подобное.
Цель и задачи индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития разрабатывается на один год. Дважды в год (при необходимости чаще) пересматривается с целью ее корректировки. В частности, когда у ребенка возникают трудности в усвоении определенного содержания учебного материала, или наоборот, возникает необходимость перейти к следующему уровню сложности выполнения заданий.
Миссия школы
Создание условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации учащейся молодежи, воспитание поколения людей, способных эффективно работать и учиться в течение жизни, оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять демократическое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составляющую европейского и мирового сообщества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)