Руководство учебно-практическим центром
Учебно-практический центр может возглавлять руководитель учебного заведения или педагогический работник этого заведения, который имеет соответствующее образование.
Руководитель учебного заведения будет согласовывать количественный и профессиональный состав Учебно-практического центра, учитывая кадровый состав учреждения, потребности региона и общее количество педагогов, которые обращаются в данное учреждение. Также он может привлекать научных сотрудников, научно-педагогических работников, методистов, специалистов других образовательных и научных учреждений, работающих с детьми с особыми потребностями.
Учебно-практический центр будет организовывать работу с работниками учебных заведений, реализующих практику инклюзивного образования детей определенных нозологий на основе запросов и заключенных соглашений.
Учебно-практический центр будет осуществлять свою деятельность в соответствии с годовым планом работы, который, например, будет разрабатываться совместно с Областным институтом последипломного педагогического образования, в соответствии с запросами педагогов.
Заседания участников учебно-практического центра могут проводиться не менее двух раз в год, где педагоги, которые будут приезжать из разных учебных заведений, смогут:
- получать помощь в решении вопросов, возникающих у них в работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
- делиться своими методами, формами работы с такими детьми;
- учиться пользоваться различными приборами, которые помогают в работе с детьми с особенностями психофизиологического развития;
- смогут сами принять участие в обучении учащихся и т.д.
Совместно с методистами и учеными будут разрабатываться методики, методы, технологии, системы, модели, приемы работы как с детьми с особыми образовательными потребностями, так и с педагогическими кадрами для подготовки их к обучению таких детей в инклюзивном пространстве.
Основными формами деятельности Учебно-практического центра могут быть:
- лектории, учебно-методические, учебно-практические семинары, открытые уроки, круглые столы, курсы, мастер-классы, тренинги для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования;
- индивидуальные и групповые консультации по запросу;
- заочное консультирование по письменному обращению, телефонному звонку, используя организацию работы сайта Учебно-практического центра и тому подобное.
Деятельность Учебно-практического центра может быть прекращена по инициативе руководителя образовательного учреждения и его организаторов в связи с отсутствием социального заказа населения.
В структуре научно-методического сопровождения инклюзивного образования в образовательном округе Учебно-практический центр будет работать на общественных началах, но для обеспечения своей деятельности он сможет использовать финансовые источники, не запрещенные действующим законодательством. Также учебное заведение, на базе которого будет создан Учебно-практический центр, может ходатайствовать в орган управления образования, которому подчиняется, о стимулировании участников учебно-практического центра по учебной, практической, исследовательской деятельности.
Учитель является важнейшим звеном в организации интегрированного и инклюзивного образования. Не секрет, что каждый год в общеобразовательные школы приходят дети с особыми образовательными потребностями. Учитель не готов работать с таким ребенком, не способен осознать того, что и у него есть сильные стороны, опираясь на которые, можно составить индивидуальную программу максимального развития и в сотрудничестве со специалистами обеспечить формирование его жизненной активности.
Итак, прежде всего, необходимо сориентировать учителя на решение этой проблемы и оказать ему необходимую помощь. Целесообразно переосмыслить подготовку учителей, работающих с детьми с нарушениями психофизического развития, чтобы направить их на получение специальных знаний и развитие необходимых навыков - оценивать особые образовательные потребности детей, адаптировать учебные программы, индивидуализировать учебный процесс, работать в команде с другими специалистами и родителями ребенка. Поэтому важным в профессиональной подготовке педагогов является понимание сути инклюзивного образования каждым учителем, где на первом плане находятся личностно-ориентированные методы обучения. Все это обусловливает актуальность проблемы эффективной организации профессиональной педагогической подготовки учителей к работе с детьми с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования.
Практика показывает, что инклюзивное и интегрированное образования детей с особенностями психофизического развития начинает внедряться достаточно активно, однако важными среди нерешенных проблем и планов на будущее являются:
- проблема качества инклюзивного образования;
- кадровое обеспечение учебных заведений специалистами специального образования;
- поиск дополнительных ресурсов профессионального роста научно-педагогического состава.
Такой подход дает возможность проводить различные формы учебных занятий: практикумы, семинары, лекции, мастер-классы и тому подобное.
Формами повышения компетентности (квалификации) учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, могут быть следующие:
- индивидуальные - консультации. Районные и городские отделы образования должны привлекать специалистов-дефектологов к организации и установлению консультативных дней для предоставления адресной и систематической методической помощи учителям учебных заведений, где внедряется инклюзивное образование. Содержание консультаций для педагогов:
- выяснение трудностей развития и осуществления учебной деятельности ребенка, природы их возникновения, особенностей психолого-педагогической реабилитации, социализации и интеграции в общественную жизнь;
- ознакомление с коррекционными программами, методическими пособиями, надлежащими средствами для осуществления учебного процесса с учетом своеобразных особенностей образовательных потребностей;
- групповые - творческие группы, мастер-классы;
- массовые - научно-практические семинары, семинары-практикумы, круглые столы, конференции, педагогические чтения.
Профессиональная компетентность учителя, который работает с детьми с особыми образовательными потребностями, формируется не сама по себе, не в виртуальных рассуждениях, а в процессе системной специальной теоретической подготовки и педагогической практики, аккумулируя все накопленные знания и опыт.
Современность требует двигаться в направлении реализации международной практики по увеличению количества инклюзивных школ, готовых к предоставлению образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями. Поэтому современный педагог, работая в инклюзивных классах, может углублять свои знания о закономерностях развития детей, оценивать методический подход, предлагать свои позиции по эффективности тех учебных технологий, которыми он владеет, постигать понимание сильного, общего и специфического в функциональных и потенциальных возможностях учеников.
Работа в группах, классах инклюзии формирует у педагога новое понимание проблем детей, имеющих особые образовательные потребности. Кроме того, учитель с новых позиций оценивает возможности, работоспособность детей без отклонений, перед ним появляются новые пути воспитания личности, нивелирование проблемных сторон ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)