Рекомендации по созданию учебно-практического центра
В современной науке при рассмотрении проблем внедрения инклюзивного образования малоисследованным остается готовность педагогов к этому процессу.
Изучение формирования готовности педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования позволит ускорить и усовершенствовать процесс интеграции таких детей.
Во время деятельности лаборатории инклюзивного образования, темой исследования которой является «Формирование готовности педагогических кадров к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования», разрабатываются инновации в помощь педагогам инклюзивного пространства. Новым подходом в организации инклюзивного образования стало создание учебно-практического центра для педагогических кадров, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования и рекомендации по внедрению такой инновационной разработки лаборатории в систему научно-методического сопровождения инклюзивного образования в условиях образовательного округа.
Целью разработки рекомендаций для создания именно учебно-практического центра является желание создать такие условия для педагогов, где они смогут получить всестороннюю помощь для работы с детьми той категории, с которыми работают. К такой разработке побуждает то, что интегрированное образование детей с нарушениями психофизического развития приобретает все большую популярность и общество обязано дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Для успешного вхождения в общество молодых людей с особенностями психофизического развития исключительно важное значение приобретает их обучение в интегрированных условиях.
Как можно более раннее приобщение таких детей к деятельности в коллективе здоровых сверстников способствует развитию у них самостоятельности, уверенности, смелости, других личностных качеств.
На данном этапе развития инклюзивного образования все больше детей с особыми образовательными потребностями привлекаются к деятельности в условиях инклюзии и все больше педагогов сталкиваются с проблемами обучения, воспитания и развития таких детей.
Эффективность работы инклюзивного учебного заведения зависит от:
- создания особой учебной среды;
- командного подхода;
- психологического и коррекционного сопровождения;
- рационально подобранных стратегий обучения.
Важнейшая роль принадлежит учителю, который организует и обеспечивает оптимальные условия обучения, благоприятную атмосферу в коллективе, способ презентации темы, который бы привлекал к деятельности, был захватывающим и не изнуряющим для «особого» ребенка, стимулировал усвоение информации, способствовал применению знаний, умению связывать их с жизнью, оценке ученических достижений различными способами.
Именно поэтому на первый план выходит подготовленность учебного заведения, собственно самого учителя, для работы с разнообразным ученическим коллективом.
Проводя мониторинг педагогических кадров, обнаружено, что:
- большинство педагогов почти не знают, как работать с детьми с особенностями психофизического развития;
- испытывают трудности в обеспечении методиками, технологиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- недостаточно осведомлены с психологическими особенностями развития таких детей, спецификой их обучения;
- испытывают трудности в материальном обеспечении. У многих отсутствует психолого-педагогическая подготовка, отсутствует мотивация к работе с данной категорией детей, присутствует страх, отчаяние, желание избежать такой работы и тому подобное.
На основе результатов исследований в образовательном процессе региона возможно создание таких учебно-практических центров по определенным нозологиям, так как предполагаются они открываться на базах специальных общеобразовательных учреждений, в каждом из которых учатся дети с разными психофизиологическими особенностями. И педагогические работники смогут выбрать тот Учебно-практический центр, который даст знания именно по той нозологии, в которую входят их ученики.
В таком Центре педагоги смогут получить как теоретические навыки, так и увидеть на практике, как обучать детей с особыми образовательными потребностями, ознакомиться с различными техническими средствами, которые используются в работе с детьми определенной нозологии, перенять многолетний опыт коллег, поделиться своими наработками.
Учебно-практический центр будет создаваться, как образовательное, учебно-методическое объединение педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Он может действовать на базах дошкольных учебных заведений компенсирующего типа, специальных общеобразовательных школ-интернатов, учебно-реабилитационных центров по определенным нозологиям, в соответствии с особенностями психофизического развития детей, обучающихся в учреждении, при котором организован Учебно-практический центр.
Под информационно-консультативной деятельностью подразумевается:
- консультирование различных категорий педагогических работников по использованию в практике новейших достижений в области образования детей с особыми образовательными потребностями;
- предоставление информации педагогам об особенностях воспитания, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями;
- консультирование по запросу по вопросам инклюзивного образования.
Цель учебно-практической деятельности:
- ознакомление педагогов с условиями, методами, средствами и формами работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- обучение новым подходам, методикам, технологиям работы с такими детьми;
- организация обмена опытом между специалистами различных образовательных и учебных заведений, работающих с детьми с особенностями психофизиологического развития;
- ознакомление ассистентов учителей со спецификой работы и особенностями психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями по определенным нозологиям;
- применение на практике полученных педагогами знаний.
Методическая деятельность заключается:
- в оказании помощи педагогам в организации учебной, коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями и ознакомлении их с соответствующими программами для таких детей;
- в формировании информационной, учебно-методической базы, периодических изданий, электронных ресурсов по проблемам инклюзивного образования;
- в подготовке педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Просветительская деятельность предусматривает:
- изучение и презентацию мирового и европейского опыта организации инклюзивного образования, формирование готовности педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения;
- ознакомление педагогов с нормативно-правовой документацией, касающейся обучения детей с особыми образовательными потребностями;
- популяризация Учебно-практического центра, его задач, целей и направлений среди общественности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)