Подготовка учителя к работе в условиях инклюзии: опытно-экспериментальный аспект
Была определена база экспериментального исследования:
1 - районный методкабинет;
2 - районные психолого-медико-педагогические консультации;
6 - общеобразовательных учреждений;
1 - дошкольное образовательное учреждение;
5 - специальных общеобразовательных учебных заведений;
1 - Центр ранней педагогической реабилитации и социальной адаптации детей с особыми потребностями;
1 - учебно-реабилитационный центр;
2 - общеобразовательных интерната.
В состав коллектива научно-исследовательской лаборатории входят различные категории специалистов, из них:
- директор специального заведения;
- заместитель директора специального заведения;
- заведующие психолого-медико-педагогических консультаций;
- методист районного методического кабинета;
- воспитатель дошкольного образовательного учреждения;
- тифлопедагог;
- учителя начальных классов;
- социальный педагог;
- практические психологи.
В ходе мониторинга важное внимание было уделено изучению точек зрения и выяснению отношения к определенным составляющим инклюзивного образования непосредственных участников этого процесса (педагогов, родителей).
Обобщив результаты опроса педагогов экспериментальных учебных заведений, можно увидеть, что у подавляющего числа респондентов присутствует интерес к инклюзии в педагогической деятельности. Однако педагоги имеют недостаточные знания по этому вопросу, они испытывают трудности в материальном обеспечении, в обеспечении методиками работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в недостаточной осведомленности с психологическими особенностями развития детей, имеющих недостатки развития и спецификой их обучения. Считают, что слабая связь науки и практики, слабое финансирование, сложность одновременно взаимодействовать с разными детьми и, таким образом, осуществлять индивидуальный подход, отсутствие материальной заинтересованности в значительной степени тормозят внедрение инклюзивного образования.
Среди предложений по преодолению трудностей реализации инклюзивного образования, чтобы оно было успешным, называют следующие:
- создание материально-технической базы;
- методическое обеспечение;
- проведение необходимого обучения педагогов для повышения их готовности к работе в инклюзивных классах;
- углубление знаний по педагогике и психологии;
- обеспечение необходимыми средствами для обучения детей с особыми потребностями;
- просветительская работа среди родителей, педагогического коллектива и др.
В рамках эксперимента, возможно, вести поиск содержательно-технологического обеспечения инклюзивного образования подготовленными педагогами и его внедрение при условии создания необходимых условий для инклюзивного образования в учебных заведениях, о которых можно говорить только с принятием нормативных документов министерством, соответствующими органами власти и местного самоуправления.
Проблема надлежащей подготовки педагогических кадров, которые должны обеспечить эффективный учебно-воспитательный процесс детей с особыми потребностями нуждается в дальнейшей особой актуализации. Поэтому современные преподаватели должны быть готовы к изменениям и новым общественным отношениям, отвечать требованиям времени и быть способными к саморазвитию, что возможно только при условии их постоянного профессионального и инновационного развития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)