Эффективность работы образовательного округа
Эффективность работы образовательного округа в условиях социально-педагогического партнерства определяется степенью достижения поставленных перед ним задач, одной из которых является обеспечение развития инклюзивного образования.
Практика управления образовательными округами показывает, что успешная реализация мероприятий по налаживанию партнерских связей учебных заведений с высшими учебными заведениями, профессионально-техническими училищами, предприятиями и организациями, способствует обеспечению надлежащей профессионально-практической подготовки учащейся молодежи с особыми потребностями.
Для этого необходимо:
- заключать сделки с высшими учебными заведениями о предоставлении образовательных услуг, в соответствии с запросами учащихся с особыми потребностями;
- привлекать ученых к работе в творческих и учебно-исследовательских лабораториях, экспериментальных площадках на базе опорных учебных учреждений;
- осуществлять специальную подготовку консультантов областных и районных психолого-медико-педагогических консультаций.
Итак, в условиях образовательного округа есть возможность формирования целостной системы ступенчатого инклюзивного образования. Именно продуманная система образования округа, как организационной структуры, которая находится на конкретной территории и отнесена к социально-экономической системе соответствующей административно-территориальной единицы района, дает возможность наиболее полно обеспечить непрерывность образования личности с особыми потребностями.
Организация инклюзивного образования в образовательном округе позволит:
- расширить круг образовательных услуг;
- использовать существующие в обществе ресурсы;
- привлекать родителей;
- сотрудничать со специалистами для предоставления специальных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями детей;
- работать в тесной связи со специальными школами, используя методы работы с детьми той или иной нозологии и, привлекая к консультированию специалистов с многолетним опытом работы с такой категорией детей.
Жизненно необходимыми в отдаленных округах становятся Семейные центры, Школы для будущих родителей, Школы ответственного отцовства, мобильные социально-психологические пункты.
Важным направлением в развитии инклюзивного образования в округе является возрастание роли сообщества, проживающего в пределах определенной административно-территориальной единицы, объединенного рядом социальных институтов (семья, школа, спортивные учреждения, учреждения культуры и медицины) и способного к коллективным действиям. С участием сообщества происходит:
- активизация деятельности местных жителей;
- наблюдается открытость деятельности учреждения;
- появляется возможность заниматься различными видами деятельности (развивать местные традиции, ремесла, проводить спортивные и творческие мероприятия и т.п.);
- осуществляется поиск дополнительных средств на финансирование учреждений;
- повышается уровень образовательных услуг.
С целью увеличения влияния родителей и общественности на развитие инклюзивного образования в образовательных округах целесообразно используются такие формы общественного участия в управлении, как:
- окружной общественный фонд;
- родительские форумы;
- ассоциации выпускников с особыми образовательными потребностями;
- ассоциации родителей, которые могут быть привлечены к обсуждению стратегических вопросов развития инклюзивного образования в округе.
Целесообразно рассматривать проблемы по улучшению учебно-воспитательного процесса, находить решение организационно-хозяйственных вопросов, привлекать родительскую общественность к внеклассной и внешкольной работе, участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности.
Однако существуют проблемы, которые сдерживают внедрение инклюзивного образования в образовательном округе, в частности:
- несовершенство нормативно-правовой базы по вопросам развития инклюзивного образования в условиях образовательного округа;
- в Положении об образовательном округе не прописаны условия внедрения инклюзивного образования в учебных субъектах, не разработаны механизмы развития и финансирования системы инклюзивного образования в условиях округа;
- недостаточность кадрового обеспечения;
- частичная обеспеченность учебниками, пособиями, техническими и другими средствами реабилитации;
- отсутствие системного подхода к определению оптимального и дифференцированного для детей каждой нозологии содержания и уровня образования.
Среди путей формирования готовности педагогов к внедрению инклюзивного образования в образовательных округах:
- разработка и апробация модели повышения квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования в условиях образовательного округа;
- использование открытой системы обучения взрослых, в ходе которой будут реализоваться индивидуальные программы профессионального развития, проведение системы мастер-классов, семинаров, «круглых столов» для различной категории специалистов;
- создание на базе опорных учреждений округа образовательно-консультативных ресурсных центров для объединения потенциала работников областной и районных методических служб, психолого-медико-педагогических консультаций, интернатов с практическим опытом педагогов-предметников, что позволит интегрировать науку и практику в процессе осуществления инклюзивного образования, производить практические рекомендации;
- создание в образовательном округе специальных библиотечных и ресурсных фондов для педагогов, баз и банков данных по вопросам инклюзивного образования;
- привлечение педагогических работников к участию в инновационных проектах;
- привлечение новых образовательных структур (консалтинговых, мониторинговых, маркетинговых, психологических и т.п.), предоставляющих дополнительные образовательные услуги учителям по вопросам работы с детьми с особыми потребностями;
- разработка моделей инклюзивного образования, проверка, презентация во время выставок, конкурсов, создание областных информационно-аналитических банков опыта реализации перспективных моделей инклюзивного образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)