Инновационное образовательное пространство
Информатизированное инновационное образовательное пространство побуждает методические службы к обогащению и обновлению форм методической работы в образовательных округах, созданию вариативной, полифункциональной научно-методической окружной среды, что обеспечит обогащение профессионального опыта педагогов по вопросам инклюзивного образования, формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с нарушениями психофизического развития и инвалидностью.
Формирование информационной образовательной среды округа требует создания информационной системы поддержки образовательного процесса, направленного на реализацию ее основных функций: обеспечение обучения, социализацию, контроль за выполнением образовательных стандартов и др.
Получая образование в учебном заведении по месту жительства, ребенок по личному расписанию может посещать занятия по изучению отдельных предметов в опорном учебном заведении, участвовать в образовательных, спортивных, культурных программах других учебных заведений и учреждений, входящих в состав образовательного округа. Формируется целостная образовательная система, которая позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
Отдельные окружные опорные учреждения имеют филиалы, в которых учатся дети по месту жительства, окружные общежития, социально-психологические пункты, семейные центры, которые выполняют функцию окружных центров дистанционного обучения, довузовской подготовки и др.
Среди основных направлений организационно-педагогической деятельности округов - организация инклюзивного образования. Наша страна присоединилась в этом к европейским странам. Отныне дети, которые имеют определенные физические и психические недостатки, получают возможность учиться со сверстниками в обычных общеобразовательных учебных заведениях, что помогает им быстрее социализироваться в обществе.
О том, что качественное инклюзивное образование сегодня невозможно осуществить в условиях каждого учебного заведения, особенно в сельской местности, понятно всем. Как показывает практика, его можно организовать в опорных заведениях образовательных округов. Ведь они в первую очередь обеспечиваются школьными автобусами (это беспрепятственный доступ в учебные заведения, начиная с дошкольных) и компьютерной техникой, имеют мощный кадровый потенциал, как административный, так и педагогический, психолога, педагога-организатора.
Проводится ряд мероприятий с ориентацией педагогических коллективов учебных заведений на творческую деятельность, на создание инновационного образовательного пространства сельского региона и единой современной информационной базы по проблемам инклюзивного образования.
Важный акцент делается на сетевое взаимодействие методических служб образовательных округов, районных методических кабинетов с областным институтом последипломного педагогического образования, высшими учебными заведениями в связи с ориентацией не только на традиционные предметно-методические услуги, но и новые виды услуг в сфере инклюзивного образования, среди которых - информационные, мониторинговые и особенно дистанционный консалтинговый сервис.
Совершенствованию профессионального мастерства педагогов по вопросам инклюзивного образования в условиях образовательного округа способствует уровень развития информационно-коммуникационных технологий, в частности создание технических возможностей для их использования. Для этого в научно-методической деятельности института реализуется несколько направлений использования интернет-технологий, в частности:
- обмен опытом работы через вебинары, форумы, электронную почту и т.д.;
- информационное обеспечение труда педагога, работающего в инклюзивном классе (электронные банки и базы данных);
- распространение опыта работы специалистов и др.
Все они способствуют профессиональному саморазвитию, позволяют осуществлять личностно-ориентированную информационную поддержку в соответствии с направлением деятельности каждого педагога в условиях инклюзии.
Новое содержание сегодня приобретает социально-психологическое сопровождение медработников сельских школ, создание и эффективное функционирование мобильных социально-психологических пунктов образовательных округов, приоритетными направлениями которых являются:
- консультативно-методическая помощь;
- просветительско-пропагандистская работа по повышению психологической культуры в учебных заведениях и семьях;
- индивидуальная работа с детьми и учениками (диагностика, коррекция, реабилитация, профилактика).
В работе специалистов мобильных социально-психологических пунктов важное место занимает решение социальных проблем: социально-психологическое сопровождение семей, просветительская работа с родителями; создание условий для социально-психологического комфорта и безопасности детей.
В каждом образовательном округе заключают социальные паспорта, банки данных детей, имеющих недостатки в психофизическом развитии, а также детей «группы риска» и детей социально уязвимых категорий. Результаты проведенной работы обсуждаются на окружных психолого-педагогических консилиумах.
Главные задачи, которые призваны реализовать практические психологи и социальные педагоги мобильного социально-психологического пункта, выдвигают ряд требований к их профессиональной компетенции. Мероприятия по данному направлению работы включают в годовой план практического психолога окружного мобильного социально-психологического пункта образовательного округа, на базе которого он создан.
Для организации и координации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в опорном учреждении округа функционирует отдел инклюзивного и интегрированного образования. Эффективность его определяется наличием в опорном учреждении соответствующего учебного и технического обеспечения, методик их применения. В опорном заведении создаются также кабинеты интерактивных образовательных, медицинских, коррекционно-компенсаторных технологий, профессионального самоопределения, физической реабилитации, лечебной физической культуры.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)