Глухой ребенок в массовой школе
Положения о равных возможностях в сфере образования, изложенные в «Стандартных правилах Организации Объединенных Наций об обеспечении равных возможностей для инвалидов», содержат некоторые декларативные призывы, но еще не нашли своего научного анализа и обоснования.
Слышащих родителей очень беспокоит ограничение коммуникационных возможностей их глухих детей. Многие родители проходят через сильные эмоциональные и физические потрясения от диагноза «глухота» у их детей, пугает угроза социализации их детей, особенность их языкового статуса, опасность изоляции в дальнейшей жизни. Это одна из причин при выборе учебного заведения, когда родители являются горячими сторонниками инклюзивного обучения. Нужно убеждать родителей и давать им мудрый совет профессионалов, который должен базироваться на оценке когнитивных, лингвистических и социальных навыков, анализе образовательных потребностей ребенка и анализе учебной среды.
Часто учителя массовых школ не замечают нечеткое произношение у глухого ребенка, у него скудная речь, недостаточная коммуникабельность, в начальной школе это не вызывает беспокойства. Глухие дети при активной помощи старательно учатся читать и писать, овладевают элементарными арифметическими действиями. А в дальнейшем обучении, в средней и старшей школе, у них появляется беспомощность при решении задач, что сопровождается непониманием текста, при оскудении словарного запаса возникают трудности при написании письменных работ, произведений, переводов.
Часто при внедрении инклюзии на глухих детей распространяют общие правила, которые вводятся для всех категорий детей с особыми потребностями, а процессом часто руководят люди, которые занимаются общими проблемами специального образования и не всегда понимают специфику детей с нарушением слуха.
Поместить глухого ребенка в массовую школу не означает, что это инклюзия, и попав в так называемую инклюзивную среду, которая может быть положительной для категории детей с особыми потребностями, глухой ребенок становится изолированным, и он разведен со своими сверстниками, лишен полноценного общения. Здесь главную роль играет языковой фактор, который отличает глухих детей от других категорий детей с особыми потребностями в обучении. Поэтому в этой ситуации выделяют три аспекта, которые характеризуют глухих детей и их языковой режим:
1) оральные дети, которые постоянно используют речевое общение при передаче информации;
2) дети, которые являются двуязычными, первый и основной язык у них – жестовый язык;
3) дети, пользуются только жестовым языком (в основном дети глухих родителей).
Жестовый язык - это лингвистически признанный язык, используемый в методе тотального общения. В массовой школе для обеспечения языковой среды, которая не существует самостоятельно, нет специальных программ и учебников, времени на развитие речи, коррекцию звуков и общения у глухих детей. Это очень негативно влияет на усвоение школьной программы при инклюзивном обучении глухого ребенка.
Глухие дети имеют меньше друзей или почти не имеют друзей среди слышащих сверстников в классе, пользуются меньшей приверженностью среди слышащих сверстников из-за своих недостатков, ими часто пренебрегают в различных ситуациях учебного процесса и внеклассной деятельности. Главной причиной являются затруднения в общении со слышащими сверстниками и доступ к информации. Стоит вопрос о социализации такого ребенка во внеурочное время. Первой задачей при инклюзивном обучении глухих детей, является переоборудование массовых школ с точки зрения слухового режима школы:
– звукоизоляция и использование звукопоглощающих материалов в классах, где есть дети с проблемами слуха;
– индивидуальное слухопротезирование цифровыми аппаратами и радиосистемой парного и общего пользования, стационарными системами звукоусиления и другими средствами для поддержки процесса обучения глухого ребенка.
Нужна разработка индивидуальных учебных программ по всем предметам, учебников, введение новых штатных единиц, обучение на курсах и в вузах педагогов дидактике инклюзивного обучения, обучение с переводом.
Работа по развитию слухового восприятия и формирование произношения - один из самых специфических и сложных разделов работы в школе для детей с нарушением слуха. Обучение восприятию речи на слух происходит как в процессе специальных занятий, так и на общеобразовательных уроках, и во внеурочное время. Наряду с восприятием речи на слух дети с проблемами слуха упражняются в восприятии неречевых звуков - музыки в процессе занятий в слуховом кабинете и на уроках ритмики, при подготовке к праздникам.
Все дети с недостатками слуха должны быть слухопротезированы. Это позволяет использовать на уроках FM-системы. Звукоусиливающая FM-система построена по модульному принципу. Основными элементами ее являются портативный FM-микрофон-передатчик и FM-приемники учеников. Эти устройства небольшие по размерам, фиксируются на одежде. FM-системы создают комфортную акустическую среду для лиц с недостатками слуха, предоставляют лучшие условия для общения, восприятия речи за счет обеспечения оптимального, одинакового уровня звука независимо от расстояния между учителем и учеником, размера помещения, уровня окружающего шума. Поскольку FM-системы беспроводные, то учитель может свободно передвигаться по помещению, не беспокоясь о качестве передачи речи. При этом никак не ограничивается и возможность учеников свободно двигаться, что очень важно.
В процессе занятий по обучению произношению учителя коррекционной работы используют вспомогательное средство обучения - слухоречевой тренажер «Видимая речь», что позволяет активизировать самостоятельную деятельность детей, заинтересовать их, обеспечить психологический и эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Важно то, что ребенок результат своей работы видит мгновенно на экране, а не воспринимает от учителя в устной форме. С помощью программы можно попробовать не только преодолеть те или иные проблемы в устной речи, коррекции звукопроизношения, но и тренироваться в овладении собственным голосом - в выразительном произнесении, чтении, улучшить голосовые характеристики.
В условиях интенсивной педагогической коррекции особого внимания требует интерактивное обучение, которое является наиболее эффективным, в основу которого легли принципы личностно-ориентированного обучения, основанные на непосредственном участии каждого ученика. В подтверждение, стоит вспомнить слова Л. Выготского: «Ребенок, развитие которого затруднено дефектом, не менее развит, чем его нормальные сверстники. Он может достичь того же, что и нормальный, но другим способом, другими средствами».
Мультимедийные средства обучения являются универсальными, так как могут быть использованы на различных этапах урока:
- при мотивации как постановка проблемы перед изучением нового материала;
- в объяснении нового материала как иллюстрации;
- во время закрепления и обобщения знаний;
- для контроля знаний.
Использование таких средств имеет ряд преимуществ:
- экономит время на подготовку к опыту;
- дает возможность показать опыт на любом этапе урока;
- показать опыты фрагментами или останавливать их в нужный момент;
- продолжать опыт с любого момента;
- использовать эксперимент при подготовке учащихся к проведению практических работ;
- демонстрировать опыты при повторении изученного материала;
- отсутствие опасности при проведении экспериментов с опасными веществами.
Использование компьютерных средств на уроках химии, позволяет:
– интенсифицировать деятельность учителя и ученика;
– повышает качество изучения предмета;
– выделяет существенные стороны химических объектов, реально воплотив в жизнь принцип наглядности;
– сосредоточивает внимание на наиболее важных (с точки зрения учебных задач и целей) характеристик исследуемых объектов и явлений природы.
При использовании мультимедийных средств обучения в начальной школе у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, развивается воображение, память, формируются зрительные образы. Мультимедиа мгновенно превращает обучение с сухого, скучного и формального занятия на яркую, захватывающую историю. Эта новейшая технология, с учетом правильного использования, позволяет детям усваивать знания в том темпе, который определяется их познавательными способностями, обеспечить усвоение всеми учащимися без исключения обязательного минимума знаний, позволяет глухим детям продолжать образование.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)