Социальная адаптация студентов с особыми потребностями к обучению в вузе
Основными условиями успешной социальной адаптации студентов к обучению в вузе является:
- активное привлечение студентов к общественной жизни факультета и группы;
- формирование положительной мотивации студентов к обучению и ее направление на развитие саморегуляции;
- активное формирование коммуникативных отношений преподавателей со студентами;
- оказание помощи первокурсникам в профессиональной адаптации;
- активное формирование умений учебной деятельности: чем выше уровень их сформированности, тем весомее предпосылки для преодоления студентами адаптационных трудностей, достижения положительных результатов в обучении;
- создание мотивационного направления на формирование умений учебной деятельности педагогов и студентов;
- обеспечение отношения к личности студента на основе признания его индивидуальности, стимулирования самовыражения;
- обеспечение возможности личности полностью реализовать себя;
- системная организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает единство всех его компонентов с определением оптимальной структуры, содержания, методов;
- обеспечение в учебном процессе взаимосвязи процессов обучения, развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и сотрудничества;
- соответствие целей деятельности студента и преподавателя;
- соответствие деятельности преподавателя способу усвоения содержания изучаемого материала;
- активное включение студентов в учебно-познавательную деятельность на оптимальном для каждого индивида уровне сложности;
- внедрение адаптационных мероприятий, направленных на осознание сущности профессиональной адаптации, развитие профессиональной адаптивности;
- реализации в образовательном процессе положений личностно-ориентированного и контекстного подходов, его ориентации на формирование психолого-педагогической компетентности студентов;
- введение педагогического сопровождения профессиональной адаптации студентов;
- организация социально-психологической адаптации на основе согласованных действий всех управленческих звеньев вузов;
- реализация системы диагностических мероприятий, которая выявляет уровни адаптации, ее особенности;
- реализация аксиологического подхода в образовательном процессе вуза;
- обеспечение оптимизации процесса адаптации через управление и взаимодействие всех субъектов данного процесса;
- создание условий для личностного саморазвития студента;
- обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов, которая влияет на успешность обучения и самореализации;
- развитие коммуникативных умений студентов во время их самореализации в вузе;
- формирование у студентов адекватной Я-концепции, структуры потребностей и мотивов;
- создание надлежащих материальных, санитарно-гигиенических и эстетических условий.
Сегодня существуют различные подходы к решению педагогическими путями проблемы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу в вузе. Кроме того, наблюдается отсутствие единых принципов классификации адаптации, содержания ее разновидностей и их взаимосвязи. Учитывая многообразие предлагаемых педагогических условий адаптации студентов к учебному процессу, можно выделить ряд аспектов: физиологический, дидактический, социально-педагогический и профессиональный.
Физиологический аспект адаптации - это изменение устоявшегося динамического стереотипа, формирование новой системы условно-рефлекторных связей, приспособление к среде, в которой существуют новые барьеры для студентов с различными типами заболеваний.
Дидактический аспект адаптации обеспечивает постепенное введение в сферу системы обучения
Социально-педагогический аспект адаптации связан со сложностями усвоения новых норм, установление и поддержание студентом определенного социального статуса в новом коллективе, который к тому же только формируется.
Профессиональный аспект направлен на формирование общих представлений о характере требований, которые выдвигает будущая профессия к личности и готовности студентов к успешному овладению избранной профессиональной деятельностью.
Социальная адаптация студентов с особыми потребностями к учебно-воспитательному процессу в вузе будет происходить более результативно в условиях:
– включения студентов-инвалидов в активную студенческую жизнь;
– расширения их социальных контактов и интеграции в коллектив сверстников;
– создания и функционирования студенческих социальных служб;
– адаптации рабочих учебных программ к образованию этой категории студентов;
– социально-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями.
Об особенностях восприятия студентов с инвалидностью их здоровыми однокурсниками
Одной из краеугольных проблем обеспечения успеха программ интегрированного обучения для студентов с ограниченными функциональными возможностями является формирование толерантного и гуманного отношения к этим студентам со стороны их здоровых одногруппников. Известно, что именно отношение окружающих является решающим при оценке социальной комфортности человека, эффективности его социального функционирования.
Подчеркивая сложность и многоаспектность реализации проблемы интегрирования студентов с ограниченными функциональными возможностями в среду здоровых одногруппников, отмечено, что интегрированное обучение студентов с особыми потребностями не ограничивается только их присутствием в группах, так как интеграция - это привлечение, сотрудничество. Она предполагает становление и гармоничное развитие студенческой группы. Только в такой группе обеспечивается развивающий эффект интегрированного обучения для всех членов студенческого сообщества.
Что касается круга основных проблем, с которыми, по мнению здоровых студентов, встречаются их одногруппники с ограниченными функциональными возможностями при обучении в вузе, то лидирующие позиции занимают именно проблемы социального характера:
- неприятие, отторжение окружением здоровых студентов;
- недостаточность средств коррекции, неприспособленность инфраструктуры;
- недостаточная готовность персонала к работе с такими студентами;
- пассивность, нерешительность, а иногда враждебность самих студентов с ограниченными функциональными возможностями;
Интересным оказалось то, как здоровые студенты воспринимают инвалидов. Меньше половины опрошенных студентов считают, что люди с ограниченными функциональными возможностями являются такими же, как и все остальные, однако с более слабым здоровьем; они в первую очередь нуждаются в материальной поддержке; это несчастные люди; и лишь некоторые считают, что это такие же люди, как и все.
Исходя из понимания того, что обеспечение эффективности процесса интеграции возможно лишь при условии положительного восприятия здоровыми студентами своих одногруппников с ограниченными функциональными возможностями, выделены три основных типа отношения здоровых студентов к своим одногруппникам с инвалидностью:
Толерантное отношение - осознание сущности, содержания, ценностей интегрированного образования, проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными функциональными возможностями в материально-бытовой, медицинской, личностной плоскостях; оказание помощи и поддержки, привлечение к различным формам аудиторной работы, аудиторной деятельности, содействие включению в межличностные отношения в группе.
Лояльное отношение - осознание особенностей интегрированного обучения, проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными функциональными возможностями, в том числе - студенческая молодежь; эмпатия, при наличии необходимости (или внешнего стимула) предоставления необходимой помощи или поддержки; общение - ситуационное, по мере необходимости.
Отрицательное отношение - присуще неприятие одногруппников с ограниченными функциональными возможностями как полноправных и полноценных членов общества, отсутствие стремления к контактам и желания переживать из-за любых их проблем, демонстрация (вербальная) собственной позиции, но воздержание от совершения определенных действий.
Выявленные характеристики дают возможность существенного дополнения картины текущего состояния проблемы отношений на уровне: студенты с ограниченными функциональными возможностями - здоровые студенты, и создают условия для построения оптимальной модели интеграции студентов с ограниченными функциональными возможностями в группу однокурсников и образовательную среду.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)