Политика внедрения инклюзивного образования как средство социализации людей с особыми потребностями
Один из факторов, который существенно влияет на уровень интеграции людей с инвалидностью в общество, является их занятость, а занятость, в свою очередь, уже зависит от уровня образования.
Анализ практики предоставления образовательных услуг детям с инвалидностью позволил выявить определенные противоречия:
– между целостной системой научных представлений об образовании людей с особыми потребностями и практически существующими проблемами данной категории населения, что затрудняет процесс вхождения их в общеобразовательное пространство;
– между увеличением требований к общей интеграции и существующей научно-педагогической и организационной базой социализации;
– между составляющими системы государственного регулирования образования людей с особыми потребностями.
Ряд вопросов образования людей с особыми потребностями продолжают оставаться актуальными до сих пор: адаптация к состоянию инвалидности на пути социализации людей с особыми потребностями; состояние взаимодействия с обществом; неполная подготовленность педагогических работников; отсутствие гибкой системы дифференцированного инклюзивного образования; доступ к участию в социальной и экономической деятельности и тому подобное.
Несмотря на важность существующих исследований этого вопроса, на практике отмечается раздробленность действий отдельных социальных институтов. Подобная ситуация требует исследования и выработки управленческих механизмов организации внедрения дифференцированного инклюзивного образования. Ведь отсутствие последовательной концепции внедрения инклюзивного образования, эффективность которой доказана рядом ученых, может привести к неоправданным экономическим затратам на государственном уровне.
Система предоставления образовательных услуг для людей с особыми потребностями должна базироваться на обеспечении:
- охвата всех без исключения людей с особыми потребностями качественным образованием на всех уровнях;
- свободы выбора учебного заведения;
- равных образовательных возможностей;
- полного доступа всех учебных заведений;
- адаптации в образовательном пространстве,
- формирования адекватной самооценки;
- коррекции коммуникационных навыков, повышения социальной мобильности;
- оптимизации условий учебного пространства;
- повышения коммуникационной культуры;
- подготовки конкурентоспособных специалистов.
В будущем приоритетным в предоставлении образовательных услуг людям с особыми потребностями может стать не расширение сети специализированных учебных заведений для людей с инвалидностью, а политика коренного реформирования системы образования. Целью реформирования - обеспечение доступности учебных заведений людям с особыми потребностями на всех уровнях создания образовательного пространства равных возможностей, обеспечение условий для развития и самореализации каждой личности. Новая политика инклюзивного образования может оказаться не реальной возможностью социально-экономического обеспечения на современном этапе развития государства. Формирование доступной среды, психологического восприятия граждан с инвалидностью как самодостаточных членов общества приходится внедрять с начала, что требует серьезных материальных затрат и изменений общественного мнения путем идеологического направления политики.
После отработки нормативно-правовой базы по дистанционному, интегрированному и инклюзивному обучению людей с особыми потребностями на всех уровнях, первоочередным этапом в решении проблемы должна стать выработка системы мониторинга образовательных учреждений на всех уровнях с целью выявления состояния материального, архитектурного, методического, психологического внедрения инклюзивного образования. Организация четкой и достоверной статистической отчетности должна обеспечить анализ инвалидности по основным социально-демографическим группам. Реализация права людей с особыми потребностями на образование зависит от степени участия государства в решении проблем инвалидности. Национальная политика по социализации людей с особыми потребностями должна характеризоваться максимальной включенностью государства в системное решение проблем инвалидности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)