Социальная адаптация
Социальная адаптация - это процесс активного приспособления личности к изменениям в среде с помощью различных социальных средств.
В первую очередь, это приспособление среды и модификация физического окружения.
Это - оборудование учебного заведения средствами для удобного передвижения и пребывания ребенка с особыми потребностями (оборудование комнат пандусами, специальные комнаты гигиены, увеличение или уменьшение интенсивности света, контроль уровня шума в помещении).
Во-вторых, это - адаптация и модификация учебных подходов и методик, индивидуальный подход к ребенку, в зависимости от его потребностей, возможностей и диагноза, расширение мировоззрения, выбора различных форм работы (арт-терапия, использование компьютерных технологий и т.п.).
В-третьих, это - адаптация и модификация материалов: учебного пособия, развивающих и обучающих игрушек в соответствии с потребностями ребенка.
В-четвертых, это - адаптация и модификация учебного плана и задач, определенных для ребенка. Для каждого ученика команда специалистов разрабатывает в начале года и корректирует в течение года индивидуализированный учебный план, который включает в себя: стиль обучения, учебные подходы, материалы и оборудование, дополнительные занятия со специалистами.
Формирование активной личности, способной быстро ориентироваться в сложном жизненном пространстве и творчески изменять его по мере собственных возможностей должно являться одной из основных задач коллектива учебного заведения.
Организация самовоспитания ученической молодежи в учреждениях образования инклюзивной ориентации
Работа с молодежью с особыми потребностями имеет ряд специфических признаков. Это обусловлено их физическим и психологическим состоянием, ценностными ориентациями, отношением к окружающим и к себе, уровнем активности в социуме. В то же время, как показывают данные из повседневной жизни, примеры выдающихся людей, многие из тех, кто имеет особые потребности, могут достигать значительных успехов в жизни, максимально развивать и реализовывать свои возможности.
Благодаря самовоспитанию им удается обнаружить для самих себя доминирующие задатки, которые в будущем могут существенно определить весь их жизненный путь, обеспечить в максимальной степени развитие физических, интеллектуальных и моральных качеств.
Педагогически правильно организованное самовоспитание способствует тому, что воспитательный процесс приобретает ярко выраженный личностно-ориентированный характер протекания. Воспитательный процесс, который не обеспечивает надлежащих условий для развития самовоспитания, в основном строится на непосредственном подчинении, унижении достоинства человека, в конечном итоге не способствует его нравственному и профессиональному становлению, а, наоборот, вызывает вспышки агрессии и сопротивления.
В связи с этим возникает необходимость в педагогической помощи молодежи с особыми потребностями в организации самовоспитания.
Условно этот процесс можно разделить на ряд этапов:
Первый этап - побудительный. Основная задача педагогов состоит в том, чтобы вызвать у личности желание познать себя, определить свои сильные и слабые стороны, сформировать стремление к самосовершенствованию. Именно такие размышления и стремления являются внутренней энергией, необходимой для достижения успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Как свидетельствуют результаты исследований, молодежь с особыми потребностями часто не верит в свои собственные возможности. Многие из числа такой молодежи убеждены, что тот, кто достиг значительных успехов в том или ином виде деятельности, сделал это благодаря особым природным задаткам. Поэтому им при внешнем выражении желания заниматься самосовершенствованием, не удастся достичь таких результатов.
В значительной степени устранению такой проблемы помогут рассказы о потенциальных возможностях человека, встречи с представителями различных профессий, знакомство с жизнью выдающихся людей, паралимпийцами, которые благодаря упорной, систематической работе над собой сумели достичь высокого уровня совершенства.
В результате таких действий происходит, нередко на подсознательном уровне, интуитивное сопоставление врожденных способностей и внешних требований. Если действия этого оценочного механизма «дают положительный сигнал», то возникает потребность в самоактуализации, и тогда мотивация самосовершенствования начинает работать в полную силу.
Второй этап - целевой или проектирующий. Задача педагога, как опытного коллеги, на этом этапе состоит в том, чтобы помочь каждому наметить цель и разработать программу самосовершенствования. Это очень сложная задача и очень важный этап в самовоспитании личности. Его успешной реализации в значительной степени способствует наличие четко очерченного идеала.
Программа самовоспитания предполагает определенную систему действий, направленных на достижение общей цели и конкретных задач работы над собой. Без такой программы самовоспитание будет иметь ситуативный характер, оно обращается к случайным действиям и, в конечном итоге, обречено на неудачу.
План предусматривает не только перечень задач, но и определение конкретных действий, направленных на их разрешение. Удачная программа самовоспитания, конкретный план - значительная часть дела.
Важно, чтобы они не остались на бумаге, а помогали самосовершенствоваться. Для этого на их основе целесообразно составить краткие рекомендации, своеобразные правила самовоспитания.
Третий этап - организационно-действенный. Задача педагога заключается в помощи молодежи с особыми потребностями, чтобы их намерения осуществились.
Этот процесс чрезвычайно сложный. Поэтому особенно важным элементом этого этапа является одобрение решения. Это практически всегда волевой акт. Принятие или утверждение решения имеет исключительное значение в самовоспитании: это надежное средство формирования воли, решительности, веры в свои силы, это стимул к действию, «пусковой механизм» деятельности, это, наконец, показатель зрелости личности.
Ученикам и студенческой молодежи с особыми потребностями можно предложить (лучше записать) основные правила, которыми они могли бы руководствоваться в процессе самосовершенствования.
Потребность в самосовершенствовании значительно возрастает, когда молодежь активно вовлекается в интересные для нее виды деятельности (научная работа, художественная самодеятельность, спорт и т.п.) с обязательной фиксацией результатов.
Четвертый этап - оценочно-результативный. Необходимо помочь ученикам и студенческой молодежи овладеть методами самоконтроля, самоанализа и самоотчета. На этом этапе педагог может помочь в анализе результатов работы по самосовершенствованию, помочь выявлению причин успехов или неудач, дать советы по коррекции следующих действий. Положительные успехи, повышенная эмоциональность при их оценке являются важным стимулом для следующего самосовершенствования.
Таким образом, можно сделать вывод: самовоспитание играет существенную роль в становлении и развитии учащейся молодежи с особыми потребностями. Его роль в этом процессе особенно возрастает при следующих условиях:
- осознание роли самовоспитания в своем становлении;
- создание возможностей каждому ученику и студенту для выявления и развития индивидуальных особенностей;
- комплексная ориентация учебно-воспитательной работы на развитие всех структурных компонентов личности: познавательного, эмоционально-ценностного, деятельностно-волевого;
- преобразование воспитанников в субъекты самосовершенствования;
- предоставление тактичной, квалифицированной педагогической помощи молодежи с особыми потребностями в самовоспитании, с учетом всех этапов его становления: побуждающего, проектируемого, организационно-действенного, оценочно-результативного.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)