Инновационные модели профессионального развития
В практику учебно-воспитательного процесса стоит воплощать нововведения, внедрять инновационные модели профессионального развития педагогов, формировать готовность к инновационной деятельности, воплощать в жизнь каждого педагогического коллектива научно-методические рекомендации семинаров, научно-практических конференций.
Кафедра интернатного учебного заведения должна стать центром методической работы с педагогическими работниками и заниматься следующими видами деятельности:
- создавать условия для самообразовательной работы педагогов;
- помогать в организации различных форм методической работы;
- организовывать методическую помощь молодым преподавателям, воспитателям;
- помогать педагогам, которые занимаются научно-исследовательской и экспериментальной работой;
- пропагандировать перспективный педагогический опыт учебно-воспитательной работы.
Необходимо также формировать банк данных педагогических находок, опыта использования образовательных технологий для внедрения в практику деятельности учреждения.
Этика общения с молодежью с особыми потребностями
Общение с людьми с инвалидностью имеет свои особенности. Их учет позволит наладить эффективную и корректную коммуникацию с учеником.
- Главное - человек, а не его инвалидность. Сотрудничать с человеком с инвалидностью нужно так же, как с любым учеником, но с учетом физиологических ограничений, которые обусловливают инвалидность.
- Если Вы хотите предложить свою помощь, спросите сначала у человека, нужна ли она ему. Старайтесь, чтобы Ваша помощь не указала человеку на его инвалидность без надобности.
- Не надо вести себя снисходительно (свысока) в отношении к ученику с физическим недостатком или с умственной отсталостью (класть руку на плечо, обращаться уменьшающимися именами и т.п.).
- Разговаривая с учеником с инвалидностью, необходимо обращаться непосредственно к нему, а не к человеку, сопровождающему или переводчику жестового языка, который присутствовал при разговоре.
- Коляска, кресло - это часть неприкосновенного пространства человека. Опираться на инвалидную коляску - то же, что опираться на человека.
Для проведения адаптации учащихся в профессионально-технических училищах можно пригласить представителей других организаций, которые могут предоставить квалифицированную консультацию и помочь в общении:
- службы занятости населения, которые занимаются вопросами трудоустройства людей с инвалидностью;
- общественные организации людей с инвалидностью.
Говоря с учеником с инвалидностью, необходимо использовать обороты речи, разделяющие человека и его расстройство.Теория и практика социально-педагогической работы с детьми с особыми потребностями в учреждениях образования инклюзивной ориентации
Развитие любой личности зависит от того, насколько условия обучения и воспитания соответствуют его возможностям. Обеспечение потребностей ребенка, создание условий для его полноценного развития - один из важнейших приоритетов политики любого государства.
В обязательной заботе нуждаются дети с особыми потребностями. Таким детям необходимо создать оптимальные условия, которые бы улучшали процесс адаптации в обучении в учебном заведении.
В учебных заведениях учатся дети разных нозологий и диагнозов, это дети:
- с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- с легкой формой умственной отсталости;
- с хроническими заболеваниями (сердечные заболевания и аллергии);
- с психоневрологическими заболеваниями.
Нет двух одинаковых детей, но всем детям с особыми потребностями в первую очередь нужна своевременная адаптация и социализация, как в учебном заведении в частности, так и в окружающей среде в целом.
Прежде всего, им необходима помощь специалистов различных отраслей, но особенно педагогов, психологов и медиков, и что самое важное, чуткое отношение окружающих. Эти дети, замкнутые в узком пространстве собственного жилья, которое часто бывает неудовлетворительным, обречены на безнадежное и безрадостное существование. Мы должны воспринимать их не как людей, которым необходима особая опека в изолированных условиях, а как людей, которые имеют все права жить в обществе и пользоваться всеми доступными благами цивилизации, без ограничений.
Практика показывает, что своевременное вмешательство в развитие детей с особыми потребностями, создание условий для их социальной адаптации может в корне изменить ситуацию, обеспечить развитие жизнетворчества личности.
Особым требованиям должны отвечать методы исследования детей с особыми потребностями. На основе однократного исследования ребенка должен быть определен уровень психического и умственного развития, выявлено наличие отклонений в нем, выяснены причины этого отклонения, то есть должен быть установлен диагноз и прогноз дальнейшего развития. Такая сложность задачи требует, чтобы исследование было комплексным.
Эффективно исследование протекает тогда, когда оно осуществляется как совместная деятельность ребенка и взрослого, причем, когда исследователь еще в большей степени, чем исследуемый, заинтересован в том, чтобы последний выполнил все методические задачи. То есть ориентация у исследователя направлена на выявление возможностей ребенка, а не недостатков. Такую всестороннюю диагностику ребенка проводит городская медико-психолого-педагогическая консультация. Поэтому, когда в учебное заведение приходит новый ученик, уже известно, на что обратить внимание, чему уделить большее значение.
Для каждого ребенка после диагностического обследования, разрабатываются коррекционно-развивающие упражнения и игры, методы и средства для улучшения адаптации и социализации.
Опираясь на потенциальные возможности ребенка, школьными специалистами такими, как: логопед, социальный педагог, врач-реабилитолог, учителя-реабилитологи, определяется долгосрочная и краткосрочная цель обучения, его содержание и методы, чтобы переводить все знания и умения ребенка из «зоны ближайшего» в «зону актуального развития».
Залог удачной социально-педагогической работы с детьми с особыми потребностями это - удачная социальная адаптация ребенка к обучению в учебном заведении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)