Профилактика синдрома «выгорания»
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания, целесообразно изредка (но обязательно) переосмысливать свою жизнь, должным образом оценивать ее - насколько удовлетворительно, насколько радостно вам живется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов и понять, что для этого нужно сделать сейчас, что потом, а что делать постоянно. А главное начать делать.
Нужно уметь и иметь:
- открытость новому опыту;
- учиться у своих детей;
- получать новые знания;
- не слишком спешить и давать себе достаточно времени для достижения положительных результатов в работе и жизни;
- обдуманные обязательства (не следует брать на себя большую ответственность за здоровье, выздоровление, достижения ребенка, чем это возможно);
- периодические встречи для обмена опытом и эмоционального общения с коллегами или единомышленниками;
- хобби, которое приносит удовольствие;
- уделять внимание своему здоровью поддерживать его;
- удовлетворять развитие личных интересов;
- полноценная социальная жизнь, друзья;
- стремление к желаемому, без «обязательств добиться наилучшего результата всегда и по-своему»;
- умение принимать нереализованное без самоуничтожения и агрессии;
- умение оценить себя без фиксации на уважении и принятии окружающих.
Нужно направить себя на:
- принятие своих проблем: наслаждаться жизнью, несмотря на трудности и невзгоды;
- прояснение причин возникновения стрессов;
- своевременное расслабление, регулирование актуального эмоционального состояния, перенапряжения;
- знание себя и своих базисных личностных потребностей;
- анализ своего проблемного поведения;
- работу с внутренним переживанием: прошлое отправлять в прошлое;
- принятие ответственности (а не вины) за свое поведение, свои слабости, свой выбор в жизни;
- принятие себя: своих сильных и слабых сторон.
Нужно находить:
- радость вокруг себя: умение даже в малом видеть и чувствовать радость;
- расслабление: умение даже по крохам, мгновенно расслабляться, переключать внимание;
- баланс интересов: умение осознавать необходимость удовлетворять все стороны жизни;
- проблемы: умение осознавать проблемные зоны личности и жизни;
- ресурсы: способность осознавать возможности и способы изменений.
Ресурсами в профилактике синдрома эмоционального выгорания являются:
- умение справляться с собственными негативными переживаниями (злость, беспомощность, слабость);
- умение адекватно эмоционально реагировать на непонятное, раздражающее поведение ребенка;
- умение видеть перспективы будущего.
В то же время имеются специфические меры, непосредственное использование которых при планировании любой деятельности также предотвращает развитие синдрома эмоционального выгорания. Самым простым является применение приемов планирования времени, такие как:
- качественное планирование режима своего дня в целом. А именно: стараться ложиться спать не позднее 23:00 (поставить себе запрет на поздний просмотр телепередач и фильмов или «ночное» сидение за компьютером);
- сбалансирование системы питания: обязательность завтрака, обеда, ужина;
- отвод времени для маленькой прогулки или иного отдыха (во второй половине дня или в обеденный перерыв);
- заблаговременное планирование деятельности (распределяя дела по важности, срочности);
- адекватное и своевременное лечение (заболев, обращаться к врачу и выполнять его рекомендации, в том числе относительно режима лечения).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)