Предостережение о вхождении ребенка с особыми потребностями в семью
При общем обсуждении прихода ребенка в семью и наличии декларативного «общего» согласия всех членов семьи:
- Вы не можете знать, как будут разворачиваться события со стороны увеличения уровня нагрузок, организации жизни «по-новому», путей решения проблем ребенка и тому подобное.
- Другие дети не понимают, что их жизнь подвергается необратимым изменениям.
Если история жизни ребенка известна ...
- Оценить, как проявляются последствия перенесенных травм;
- Наблюдать, как меняются эти проявления в реальности...
Если история жизни неизвестна ...
- Не фантазировать!
- «Не убиваться», чтобы узнать историю...
- «Не сваливать» непонятное в ребенке на историю его жизни вне семьи ...
- Оценивать реально по характеру и поведение ребенка: и проблемы, и ресурсы.
- Наблюдать, как меняются эти проявления в реальности...
- Одинаковое отношение ко всем невозможно... Но понять, за что и как можно и нужно ценить каждого конкретного ребенка. Не путать ... прошлое (это было, но это в прошлом...), настоящее (видеть то, что происходит сейчас...), будущее (это нет, и вряд ли будет именно так, как я фантазирую сейчас ...).
Часто встречаются семьи, в которых давно нарушены супружеские отношения, потерян интерес друг к другу. Такие супруги вместе «ради детей», пытаясь сделать вид, что все хорошо. Однако это тот случай, когда правду невозможно скрыть: отношения в семье становятся или формальными, или постоянное внутреннее напряжение партнеров периодически выливается в деструктивные конфликты. К тому же, ребенок в такой семье несет на себе большой груз, который бывает ему просто не под силу, - ответственность за само существование семьи.
Плохие отношения между родителями приводят к тому, что ребенок постоянно попадает в ситуацию дискомфорта «неестественного выбора», поскольку он вынужден постоянно выбирать - чью сторону принять. К тому же ребенок, который растет в неполной или проблемной семье, уже априори лишен важных моделей поведения, которые составляют основу для формирования его представлений об окружающем мире, об определенных нормах сосуществования и взаимодействия между людьми. Модель мира такого ребенка может искаженно отражать реальную действительность, в результате чего его реакции могут быть неадекватными. Недостаточная психологическая совместимость родителей, диктат и авторитарность одного из членов семьи, изменение традиционных семейных ролей (например, отцу свойственны женские черты, а для матери характерны ярко выраженные мужские черты; неполные и нетрадиционные семьи) - все это также является важными социально-психологическими причинами начала невротического заболевания у ребенка.
Развитию невротических расстройств у ребенка также способствуют неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи и материальная ситуация, постоянная занятость родителей, ранний выход матери на работу (чтобы заработать деньги).
Разрушение семьи и развод родителей - также сильная психическая травма для ребенка. Очень редко родители разводятся цивилизованно, чаще наоборот. В этой непростой для ребенка ситуации он должен выбрать между двумя родными и одинаково нужными ему людьми - между мамой и папой, принять сторону одного и отказаться от другого. Также болезненно переживается ребенком создание родителями новых семей.
Именно поэтому у ребенка из проблемной семьи к его возрастной неустойчивости темперамента добавляются постоянные переживания вследствие нерешенного конфликта. Мозг ребенка не может справиться с такой перегрузкой, поскольку одновременно происходит травмирование детской психики и блокирование эмоций. Частые детские переживания, страхи и невозможность по-детски отреагировать на ту или иную ситуацию (родители строго предупредили, что так действовать нельзя) трансформируются в тревогу, постоянные сомнения и переживания.
Таким образом, у ребенка формируется тревожно-мнительный тип реагирования и, как следствие, может развиться невроз. Нарушение отношений в системе «родители - ребенок» оказывает большое влияние на формирование неадекватных поведенческих проявлений ребенка, его защитных механизмов, устойчивых отрицательных черт характера, возникновение аномалий формирования личности в детском возрасте, на возникновение у детей неврозов.
Рекомендации родителям:
- Главное, что нужно понять родителям, это то, что причиной нервных заболеваний детей являются ошибки в их воспитании (недостаток любви, заботы, отсутствие последовательности в воспитании, семейные конфликты и т.д.), а не возрастные особенности детской психики.
- Для гармоничного развития ребенка и для его психического здоровья родителям, прежде всего, нужно решить свои собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье.
- Чтобы избежать конфликтов в семье, родители должны научиться управлять своим поведением. Если они чувствуют, что уже находятся на грани срыва и конфликт неизбежен, и все это происходит достаточно часто, то необходимо обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, психиатру), которые помогут разобраться в семейных проблемах.
- Не допускать распространенной ошибки родителей, якобы, когда тщательно скрывать от ребенка семейные расстройства, делать вид, что все хорошо, дети ничего не заметят.
- Обязательное исключение переносов межличностных конфликтов на взаимоотношения с ребенком.
- Потребность в эмоциональной помощи родителей (укрепление аффективного компонента), поскольку эмоциональная неустроенность, «плохое настроение» блокируют стремления ребенка.
- Самокритичное признание взрослыми недостатков в воспитании: перестройка своих отношений с ребенком благодаря гибкости и непосредственности общения с ним.
Выводы. Семья - это самое важное, что есть у ребенка, и то, как к нему будут относиться родители, какое внимание они будут ему уделять, какие отношения она будет видеть между членами семьи, повлияет на его самоутверждение и дальнейшую жизнь.
Исключительную роль в возникновении невроза играют нерешенные кризисы детства. Семейные конфликты становятся ключевой причиной возникновения детских неврозов. Психическим фоном проявления невротических комплексов является тревожность. Основными факторами тревожности выступают фрустрация в достижении успеха и страх не соответствовать ожиданиям.
Проблемы, возникающие в отношениях родителей с детьми
Основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации при следующих формах поведения детей:
- злость;
- непослушание;
- невнимательность;
- обман.
Нужно понимать особенности возникновения такого поведения, а именно:
- его причины и последствия (например, скрытое манипулирование со стороны других детей или сверстников в классе может вызвать различные виды неадекватного поведения);
- возрастные особенности ребенка (например, ребенок и в 3-5 лет, и в 11-13 лет, в принципе очень плохо регулирует собственные эмоциональные реакции и неадекватно может реагировать на требования взрослых);
- характер функциональных ограничений ребенка (например, ребенок с минимальной мозговой дисфункцией за счет невозможности переносить тяжелые эмоционально-психологические нагрузки может неадекватно эмоционально реагировать на психофизическую усталость).
Важной задачей при коррекции поведения является понимание ситуации, при которой возникает неадекватное поведение, и определение причины ее возникновения.
Причины неадекватного поведения:
- изменения окружающей среды;
- первый негативный опыт;
- переутомление;
- недосыпание;
- непонимание того, что происходит;
- голод;
- тесная одежда, обувь;
- физическая боль;
- все, что угодно.
Но не всегда можно выяснить причину неадекватного поведения.
В ситуациях, когда ребенок чувствует себя дискомфортно, может возникнуть физическая агрессия, он может разбрасывать различные предметы, топтать их ногами. Иногда агрессия проявляется к некоторым игрушкам, предметам: их рвут, бросают и т.д. Поэтому такие предметы необходимо убирать из поля зрения или заменить другими.
Агрессия может быть направлена на чужих или на близких для ребенка людей, она проявляется в агрессивных словах, иногда в угрозах, физических проявлениях. Если ребенку начать запрещать или наказать его, то он становится еще более агрессивным. Чаще всего такие проявления возникают в незнакомом для него окружении. Для уменьшения таких проявлений на вербальном уровне объясняют эмоциональное содержание сложных ситуаций.
Главная цель коррекционной работы с поведением: довести неприятную ситуацию к позитивному развитию и решению, а также формировать стереотип положительного поведения. Если причиной является страх, то с помощью определенных словесных штампов или действий, направленных на преодоление страха, показать ребенку, что ему ничего не угрожает. Словесные штампы - индивидуально подобранные успокоительные слова, с помощью которых можно успокоить или объяснить изменения в окружающей обстановке (действия других людей), не вызывая протеста со стороны ребенка.
Пути решения проблем поведения:
- для снижения агрессивного поведения нужно больше носить ребенка на руках, обнимать его (профилактика);
- определение причин агрессии поможет корректировать поведение путем их устранения;
- соблюдение определенного порядка вещей и последовательности действий в соответствии с режимом дня;
- объяснение эмоционального содержания сложных ситуаций на вербальном уровне;
- переключение внимания ребенка на что-то другое;
- формирование стереотипов поведения ребенка в различных ситуациях (ролевые игры).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)