Развитие своего потенциала у ребенка с ограниченными способностями
Целью выработки положительных стереотипов может быть либо поддержание уже существующего конкретного опыта или умения, или приобретение нового. Каждому человеку надо дать шанс развить свой потенциал, пусть и небольшой. Каждый должен получить максимум учебных занятий для подготовки к взрослой жизни. При этом, естественно, план индивидуального обучения должен регулярно пересматриваться. Отработке навыков следует уделять время дома родителям и сотрудникам тех учреждений, которые инвалид посещает.
Время не стоит на месте - скоро не останется крупных интернатов для взрослых инвалидов. Оставшись без родных, каждый из них получит возможность жить или в доме группового проживания, или жить одному под наблюдением социального работника, или в небольшом общежитии при специальном предприятии.
Нужно убедить молодого человека, к будущему - когда он останется один - следует готовиться уже сегодня.
Ребенок, учитывая возраст и особенности функциональных ограничений должен:
- знать все части тела;
- уметь описать внешность;
- уметь описать в общих чертах то, что стало событием;
- просить разрешения, прежде чем принимать подарки от посторонних людей;
- рассказывать родителям, если кто-то угрозами или задабриванием велит держать что-то в тайне;
- помнить информацию о себе - имя, адрес, номер телефона;
- уметь пользоваться телефонами экстренной помощи;
- не садиться в машину к незнакомым людям;
- не входить в лифт с незнакомым человеком;
- знать и использовать меры предосторожности при общении с незнакомыми людьми:
- не разговаривать с незнакомцами;
- если необходимо что-то ему ответить, - обращаться вежливо, на «Вы»;
- используя слова «извините», «пожалуйста», ни в коем случае не хамить;
- не придираться к незнакомым людям;
- не делать в их адрес угрожающих, шутливых или пренебрежительных жестов;
- отказываться от любых видов подкупа и рассказывать о них родителям;
- не держать ничего в тайне от родителей;
- уметь различать «нормальное» и «плохое» прикосновение (для девочек);
- решительно пресекать любые попытки сексуального контакта;
- уклоняться от просьб незнакомых людей в чем-то помочь;
- уметь различать опасную ситуацию и правильно в ней действовать в рамках отмеченных навыков.
«Человек» - приобретение знаний о своем организме (анатомия, гигиена), практических навыков помочь себе при несложных заболеваниях (первая медицинская помощь), знаний методов профилактики.
Задание:
- Дать базовые знания по анатомии, физиологии, гигиене человека.
- Рассказать о самых распространенных заболеваниях (простудные, головная боль) и о методах первой доврачебной помощи.
- Рассказать о важности и методах профилактики инфекционных заболеваний.
- Рассказать о важности лечения зубов и о важности профилактики заболевания зубов.
- Учить помогать себе и вовремя обращаться за помощью при травмах и ранениях.
- Учить на практике пользоваться йодом, зеленкой, бинтом.
- Рассказать о необходимости иметь дома аптечку, обсудить, какие лекарства и предметы должны в ней быть.
- Рассказать о необходимости соблюдения правил хранения продуктов питания, об опасности отравления, их симптомах и о методах первой помощи.
- Рассказать об опасности употребления табака, алкоголя, наркотиков.
- Учить внимательному и безопасному поведению на воде (на пляже).
- Воспитывать бережное отношение к своему организму.
- Сформировать необходимые жизненно-практические навыки.
«Дом» - приобретение знаний о правилах безопасности в доме и выработки практических навыков безопасности, а также навыков пользования различными бытовыми приборами.
Задание:
- Рассказать о необходимости соблюдать правила безопасности жилья (закрывать двери, не пускать незнакомых людей в квартиру).
- Сформировать практические навыки правильно хранить важные вещи в доме (ключи, деньги, документы).
- Выработать алгоритм подготовки человека к выходу из дома (какие вещи необходимо взять с собой).
- Выработать алгоритм поведения при выходе из дома (проверить электроприборы, воду, газ, проверить свой внешний вид, запереть дверь на ключ).
- Рассказать о важности правильного и безопасного пользования электроэнергией и газом.
- Дать информацию о различных видах средств бытовой химии, об их опасности и о мерах безопасности при их использовании.
- Выработать алгоритм поведения при пожаре.
- Сформировать практические навыки безопасного пользования огнем.
«Общество, общение» - это выработка навыков общения, знакомства, алгоритма поведения при криминальных действиях незнакомых людей, получение знаний о методах профилактики сложных ситуаций.
Задание:
- Рассказать о видах и правилах общения и знакомства.
- Обсудить меры безопасности при общении с незнакомыми людьми, акцентировать внимание на важности ограничений общения с незнакомыми людьми.
- Выработать алгоритм перехода через дорогу.
- Учить ориентироваться в городе.
- Учить обращаться за помощью в сложных ситуациях (заблудился, потерялся).
- Рассказать о поведении в общественных местах.
- Выработать алгоритм обращения за помощью при собственном заболевании или болезни родственников.
- Дать информацию о правилах пользования различными видами транспорта.
- Рассказать о различных службах вокзала, производить алгоритм обращения в сложных ситуациях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)