Бытовые навыки, привлечение ребенка инвалида к ведению хозяйства
Формирование бытовых навыков у детей необходимо для социальной адаптации в будущем. Их нужно специально обучать бытовым навыкам, используя особые способы, учитывая следующие моменты:
- интересы ребенка: обучение не должно вызывать у ребенка негативного отношения. Например, если он боится звука пылесоса, когда он работает, то нужно учить его только после того, как страх пройдет. Или, если ребенок любит играть с водой, то обучать его мыть посуду будет сложно, потому что он будет разбрызгивать воду;
- возможности ребенка: нужно определиться, что сможет ребенок делать, где сможет самостоятельно справиться, а где нужна помощь взрослого;
- возможность применения навыков в повседневной жизни: бытовые навыки, которые ребенок освоил, нужно включать в жизнь. Возможно, закрепить за ребенком как его обязанность в семье.
Недооценивать занятия физическим развитием ребенка не стоит. Энергия, сила и стремление к движению ребенка могут развиваться шире, чем умственные и социальные способности. Включение упражнений по владению телом предоставляют возможность более осознанного восприятия собственного тела, лучше управлять и контролировать собственное поведение. Вместе с грубой моторикой важно развивать мелкую. Координированное владение руками и пальцами станет базой для приобретения многих других навыков: рисования, письма, речи, самообслуживания и овладения бытовыми навыками.
Познавательные навыки
Для ребенка игра - это способ познания мира. Стоит специально организовывать с ними простые игры, заинтересовывать их игрушками, окружающими предметами и показывать, как ими можно манипулировать. В процессе предметной и игровой деятельности ребенка можно научить устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные сравнения. В дальнейшем, применяя ролевые игры, можно формировать стереотипы позитивного поведения. Для того чтобы ребенок мог учиться, нужно целенаправленно организовывать его знакомство с окружающим миром. Привлекать внимание малыша к различным предметам, явлениям, рассматривать их, сопровождая доступным рассказом, объяснениями. Постепенное накопление знаний, добытое в реальной жизни, будет полезно закреплять и систематизировать в специальных играх, используя для этого рисунки. Выбирать тему и обсуждать простыми доступными словами и фразами (например, тема - время года). Чтение сказок, рассказов и обсуждение услышанного, выделение главной мысли. Объем прочитанного должен быть небольшой, доступные слова, сюжет. Речь правильная, простая, без непонятных высказываний. Заинтересовывать ребенка можно необычным началом повествования (рассказать случай, который мог наблюдать ребенок, и он может иметь отношение к этому рассказу), эмоциональной окраской.
Для совершенствования восприятия очень полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения. Опираясь на режим дня, можно помочь ребенку усвоить понятие «утро», «вечер», «первая половина дня», «вторая», «день», «ночь», «сегодня», «завтра», «вчера». Изучить времена года и усвоить названия месяцев. Проводить занятия для детей с особыми потребностями нужно с учетом возможности конкретного ребенка, и постепенно вести его от простого к сложному.
Советы родителям по организации занятий с ребенком
- Хвалите ребенка за внимание и сотрудничество, если даже он не смог выполнить задание.
- Объясняйте задачу словами, жестами и с помощью визуализации.
- Следите, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума.
- Будьте гибкими: при необходимости сокращайте и упрощайте задачу.
Положительные стереотипы безопасного поведения
Весь цивилизованный мир понимает, что молодому человеку с инвалидностью нужна поддержка. Когда молодой человек с инвалидностью приблизился к взрослой жизни, его сверстники в это время приобретают профессию, оставляют родительский дом, начинают влюбляться и создавать семьи. Юноша или девушка с особыми потребностями тоже переживает сложный период становления. На него тоже обрушивается лавина новой информации, взрослых ощущений и впечатлений, он тоже рано или поздно остается один. Благодаря своим особенностям этот человек не сможет жить совершенно самостоятельно - у многих наблюдается значительное снижение адаптационных навыков и умений: коммуникативных навыков, навыков ухода за собой, социальных навыков, умения оперировать числами, а также умения делать адекватные выводы, проявлять инициативу, приспосабливать для своих потребностей предметы окружающей среды и др. Приобретенные в общеобразовательной или вспомогательной школе навыки и умения - читать, анализировать адаптированный текст, частично обслуживать себя - постепенно теряются. Даже обычный человек забыл бы выученное в школе, если бы целыми днями оставался один без занятия и общения, если бы чувствовал себя никому не нужным.
Неудивительно, что инвалид вскоре после школы начинает деградировать. Нужны отдельные занятия для того, чтобы помочь освоиться во взрослой жизни: кто «я» в семье, что мне под силу, и что я не могу делать, за что меня можно любить, почему нельзя рассказывать посторонним, где в доме лежат ключи, что происходит с моим телом, и еще тысячи «Зачем?» и «Почему?». Помощь инвалиду в процессе его адаптации в социуме или «абилитации» должна компенсировать то, что ему не под силу: максимальное развитие навыков самостоятельного проживания. Это возможность поддержать тот уровень развития, которого однажды достиг: умение читать, писать, считать, выполнять действия по самообслуживанию, использовать транспорт, готовить еду, умение планировать свою рабочую неделю, обращаться на «Вы» к людям старше себя, отличать будни от праздников и многое другое.
Не менее важно не потерять уверенности в том, что труд - основа бытия. Так его учили в школе, об этом всегда говорила мама, он вырос, и оказалось: труд его никому не нужен, работы для него нет. Остались простые обязанности по дому и короткие минуты общения с родителями. И ощущение, что самое интересное и важное в жизни - позади. В семнадцать лет!
Государственную поддержку инвалидов в нашей стране вряд ли можно назвать системной: начиная с раннего возраста и до конца жизни он не получает той помощи, которая ему нужна. Это на Западе тщательно изучаются и учитываются потребности инвалида - базисные жизненные потребности (или биологические), потребности по поддержанию уровня здоровья, потребности по обеспечению собственной безопасности, потребность осознания своего социального статуса и ориентация на него, потребность самореализации. Затем составляется индивидуальный план интеграции с учетом выявленных потребностей, и планомерно предоставляются услуги для его вы выполнения, причем план индивидуальной поддержки регулярно пересматривается. В нашей же стране помощь оказывается фрагментарно и не позволяет полностью гарантировать даже простое поддержание жизни.
Образование после школы напрямую связано для многих инвалидов с удовлетворением всех групп потребностей из «пирамиды Маслоу»: для выживания он должен знать, куда обратиться за денежной помощью, как купить за полученные деньги только необходимое, где искать работу, какие умения надо развивать, чтобы тебя взяли на работу и дали возможность заработать себе на жизнь, как приготовить простейшую пищу и каких правил безопасности при этом следует придерживаться; для собственной безопасности нужно уметь не потеряться в городе, помнить свой адрес, выработать стереотип поведения при выходе из дома, знать, как обратиться за помощью и как себя вести, когда к тебе обращаются незнакомые люди; осознание социального статуса для такого человека связано с тонкой и кропотливой разъяснительной работой для того, чтобы выработать адекватную самооценку возможностей и ограничений и чтобы несоответствие ожиданий не привело в будущем к значительному стрессу.
Безусловно, этот список потребностей отнюдь не исчерпан, он ориентирован на максимально самостоятельное проживание инвалида среди обычных людей, разумеется, с представлением о профессиональной поддержке.
В ситуации социальной трансформации трудно говорить об отношении к инвалиду, прежде всего, как к личности, которая, кроме приоритетных базовых потребностей, имеет также потребность творческого самовыражения, общения, развития своего личностного потенциала, в конце концов, потребность работать и чувствовать себя полноправным членом общества. Но необходимо исходить именно из принципа равных прав инвалида и его равных возможностей в соответствии с Конвенцией прав инвалидов Организации Объединенных Наций, ратифицированной в нашей стране.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)