Определение основных составляющих полноценного образа жизни
Построение демократического общества, задекларированное на всех уровнях власти, предусматривает создание условий для самореализации и самоактуализации личности как главной ценности общества.
Однако в государстве существует социальная группа, которая не может наслаждаться полноценной жизнью из-за болезни или дефектов организма, а должна приспосабливаться к тому стилю жизни, который предлагает ей общество «здоровых людей». Речь идет об особой социальной группе людей с функциональными ограничениями здоровья. Поэтому чрезвычайно актуальным является изучение особенностей стиля жизни людей с инвалидностью.
Функциональные действия для осуществления полноценного образа жизни
Для полноценного образа жизни человек с физическими ограничениями здоровья должен осуществлять четыре функциональных действия: адаптацию, достижение целей, интеграцию и содержание связей.
Так, адаптация предусматривает создание экономической среды, которая должна обеспечить необходимый минимум материальных благ.
Достижение целей способствует удовлетворению потребности в социальной активности.
Интеграция осуществляется с помощью механизмов, уменьшает степень напряженности и предотвращает социальные конфликты.
Сохранение общественных ценностей осуществляется функцией удержания связей. Система показателей образа жизни направлена на оценку реального поведения людей.
Она должна включать два типа показателей:
- объективный (реальный), который характеризует реальное поведение людей;
- субъективный (идеальный), который отражает представленные знания об образцах поведения.
Итак, можно сделать вывод, что человек с физическими ограничениями имеет стиль жизни, который нельзя считать комфортным: экстремальная бедность, ограниченное общение, отсутствие жизненных перспектив из-за недостаточности образования, в том числе - высшего, недоступность достойного трудоустройства. К этому надо еще учитывать недостаточно толерантное отношение окружающих к людям с инвалидностью.
Развитие коммуникативных навыков
Речь - это нечто абстрактное и мимолетное.
Дети иногда не успевают за скоростью речи, если за один раз выдается много информации. Короткие и четкие предложения ними воспринимаются лучше. Понимание требования или просьбы часто базируется на ситуационной связи. Не слова дают информацию, а визуальные (другие) раздражители, которые связаны с данной ситуацией (например, ребенок умеет проситься в туалет дома, а в гостях, когда много чужих людей, он этого не сделает). Некоторые дети вообще не говорят или не пользуются активной речью. Те, кто обладает в какой-то степени речью, может иметь серьезные коммуникационные проблемы. Им сложно пользоваться речью для удовлетворения своих потребностей, выразить просьбу. Желание вступить в контакт для беседы совсем мизерный, или отсутствует. Сама мотивация может быть очень слабая или отсутствует.
После того, как научили ребенка понимать значение определенного слова, нужно использовать это знание для общения с ребенком во время занятий, игры и в повседневной жизни. Игра полезна не только тем, что является источником словарного запаса. Для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет стимуляция диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой на сюжетные рисунки. Использование серии сюжетных рисунков учит ребенка создавать рассказы. Когда ребенок начнет говорить, охватывают несколько различных сторон развития его речи, продолжают занятия по соблюдению очередности, способности концентрировать внимание и умению подражать. В процессе совместных игр с другими детьми у ребенка возникает потребность общаться: попросить нужную вещь, поделиться впечатлениями от происходящего и т.д.
Во время игры надо учить ребенка:
- придерживаться очередности;
- стимулировать использование речи для просьбы получить любимую игрушку, воды, пищи и тому подобное;
- помогать начать разговор вопросами и поручениями;
- создавать ситуацию, которая предоставляет возможность ребенку проявить инициативу и обратиться к собеседнику;
- проводить занятия на расширение диапазона интересов и игровых навыков.
Рассмотрение рисунков всегда должно сопровождаться беседой, которая стимулирует детей к активной речи. Систематически рассматривать с ребенком сюжетные рисунки, рассказывать о том, что на них изображено. Наблюдая изображение событий и поступков персонажей, ребенок не только учится понимать взаимозависимость между различными событиями, их причины и последствия, но и сопереживает, учится различать добро и зло, давать моральные оценки. Разглядывая с ребенком сюжетный рисунок, надо управлять его восприятием, привлекая внимание к различным деталям, которые имеют значение для понимания смысла, и объяснять их. Как можно больше стимулировать детские высказывания.
Иногда для контактов с детьми, которые еще не говорят, применяют жесты и пиктограммы, с помощью которых ребенок может начать говорить. Но если ребенок не сможет говорить, то с помощью этих средств можно будет общаться и контактировать с ним в будущем.
Занятия по развитию коммуникативных навыков должны быть частью повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и уходу за ребенком.
Самообслуживание
Для детей важными сферами, в которых должна быть достигнута самостоятельность, являются: одевание, раздевание, пользование столовыми приборами во время еды, пользование туалетом, расчесывание волос, чистка зубов и т. д. Названные функции нужно включить в ежедневные тренировки и желательно не экономить времени на эти процедуры. Важно разместить вешалку и полки для вещей на доступном уровне, чтобы ребенок смог самостоятельно ними пользоваться. Чтобы повысить мотивацию, можно применять режим дня, обучать одеваться перед прогулкой. Ребенок будет заинтересован быстрее одеться и пойти гулять.
По теории Гольдштейна обучение можно разделить на несколько последовательных шагов. И постепенно усваивать, плавно переходя от одного шага к другому. Когда все шаги усвоены, продолжать упражнения можно на практике в реальной жизни. По той же методике предлагается изготовить карточки с изображением того или иного шага для визуализации действия. Если задачу показать на карте, проговорить и показать жестами, то такая информация скорее воспримется ребенком.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)