Оценка физического развития
При оценке физического развития чаще всего говорим о таких показателях: рост, масса тела, окружность головы. Эти показатели в целом информируют нас о физическом состоянии тела. Для понимания соответствия физического развития возрасту ребенка уместно использовать карты физического развития, разработанные Всемирной организацией здоровья.
Двигательное развитие принято делить на крупную моторику, развитие которой обеспечивает изменение положения тела в пространстве, и мелкую моторику, которая отражает функцию кистей рук (захват, манипуляция). Традиционно развитие крупной моторики описывают в виде ступенек двигательного развития:
новорожденный - лежит на спине;
2 мес. - ребенок контролирует и держит голову в положении на животе;
4 мес. - появляется опорная реакция рук в положении на животе;
6 мес. - начинает сидеть;
8 мес. - стоит у опоры, учится ползать;
10 мес. - стоит сама, ходит при поддержке,
12 мес. - учится ходить самостоятельно.
В дальнейшем наблюдается совершенствование навыков самостоятельной ходьбы, ходьбы по лестнице, бега, прыжков, равновесия и тому подобное.
Мелкая моторика - краткая характеристика приобретения навыков рук:
3 мес. - ребенок тянется по направлению к игрушке рукой;
6 мес. - захватывает игрушку, может держать в каждой руке по игрушке;
8 мес. - манипулирует предметами, может отпустить игрушку;
10 мес. – делает захват пальчиками.
В дальнейшем происходит усовершенствование функции кисти.
Хватанию в развитии ребенка уделяют в основном меньше внимания, вследствие чего умаляют его значение. Однако если рассмотреть явление хватания подробнее, то это все же важная функция, которая всесторонне влияет на общее развитие.
Взрослый человек осознает важность и разнообразие действий, которые должны выполнять руки, очень часто лишь тогда, когда он некоторое время не может пользоваться одной рукой, например, потому, что она сломана. Тогда мы видим, что у нас трудности не только в нашей профессиональной работе, но и в собственной самостоятельности. Внезапно мы не можем самостоятельно выполнять таких ежедневных необходимых действий, как мытье, одевание или раздевание. Так же сразу становятся невозможными жесты во время приветствия или обмена нежностями. Мы не можем, как обычно, определить с помощью рук вес, температуру или качество предмета или материи. Итак, рука выполняет и функции восприятия и контакта.
В большей степени это касается ребенка. Как только он может перемещать свои руки в определенном направлении, то пытается схватить за лицо, которое к нему приближается, или за волосы, а также вставить палец в рот или глаз. Каждый предмет, который вызывает у него интерес, ребенок рассматривает не только глазами, но и «осознает» его своими руками.
Итак, хватание - чрезвычайно важный элемент умственного развития, предпосылка для налаживания контактов с другими людьми и самостоятельности личности.
Рассмотрим, как маленькие ручки новорожденного в течение первого года жизни приобретают все основные важные моторные функции.
Особенно бросаются в глаза маленькие сжатые кулачки новорожденного малыша. Он не может произвольно раскрыть ладони или выпрямить руки в определенном направлении. Рефлекс хватания, который вызывает это смыкание кулачков, исчезает в течение первых трех месяцев, в результате чего становится возможным развитие собственно хватания. В частности, четырехмесячный ребенок может поднять вверх полуоткрытые ладони. Теперь он может, как вытягивать руку в направлении предмета, так и соединять обе руки в игре. Это - первый шаг к хватанию и координации обеих рук.
Ребенок сможет направлено и уверенно схватить какой-то предмет и держать его только в шесть месяцев. К этому времени ребенок уже может передавать из рук в руки игрушку или одновременно что-то держать обеими руками.
Так же, как схватить и держать предмет, надо научиться шаг за шагом и свободно отпускать его. В девять месяцев ребенок может сознательно бросить предмет, но еще до двенадцатого месяца он не сможет направлено положить его в протянутую руку, дать предмет тому, кто протягивает руку.
К развитию хватания принадлежит не только умение раскрыть и сомкнуть ладони, но и координация движений, способ хватания и держания предмета. На шестом месяце жизни младенец берет предмет еще всей поверхностью ладони. Так обычно мы берем только большие предметы в руку; меньше же - кончиками пальцев, чаще большим и указательным.
Этот навык - отделять большой палец от ладони, образуя с помощью большого и указательного пальцев щипцы - развивается до двенадцатого месяца.
Кстати, это так называемое хватание «щипцами» очень характерно для человека и является основной предпосылкой для развития основных навыков человеческой руки.
Что касается познавательного развития, то первые годы ребенка называют сенсомоторным периодом (сенсорные воздействия стимулируют двигательные усилия, а движение соответственно повышает уровень сенсорных ощущений). Первый год жизни ребенка является базой для последующих стадий психического и речевого развития. Если ребенок в результате определенных проблем не ходит или имеет сенсорные дефекты (слепота, глухота), то ему трудно получить полную информацию об окружающем мире.
Развитие перцепции (восприятие и способность осваивать).
Прежде всего, мы понимаем перцепцию как восприятие ощущения, способность представить и понять (освоить). Значение восприятия ощущений, особенно зрения и слуха, должны быть каждому понятны и известны: благодаря глазам ребенок узнает людей, которые им занимаются, видит предметы, их цвет, форму, размер, где они находятся в помещении. Уши передают широкое поле тонов, звуков и шумов и прежде всего речь.
Что же происходит дальше со всеми этими впечатлениями, которые проникают в человека из внешнего мира? Мы стараемся их совместить и выявить те понятия, которые впоследствии будут влиять на наше поведение. Кроме того, мы можем вспомнить наши предыдущие впечатления от ощущений и снова их образно представить. Все эти возможности дальнейшей обработки ощущений мы имеем в виду, когда говорим о понятии «перцепция».
Конечно же, и эти навыки развиваются у ребенка очень медленно. Новорожденный все сначала воспринимает через кожу. Однако можно определить, как даже новорожденный ребенок воспринимает свет, тьму или громкие шумы.
Уже на первых неделях ребенок начинает фиксировать взгляд, то есть направлять его на что-то конкретное. Каждая мать будет радоваться, отметив, что младенец на нее смотрит, когда она его кормит или склоняется над его кроваткой.
В три месяца он уже не только на короткое время фиксирует взгляд на конкретном предмете, но и следит, например, за игрушкой, которую мы передвигаем перед его глазами в сторону.
Итак, как только ребенок начинает глазами все больше и больше воспринимать свое окружение и окружающую среду, сразу возрастает его внимательность и свойство различать тона и шумы. Шестимесячный ребенок уже может уверенно определить, с какой стороны слышен шум и заинтересованно поворачивает туда голову.
Поскольку младенец в полгода уже может очень хорошо держать свою головку и балансировать, мать все чаще берет ребенка с кровати, сажает его на колени, носит по комнате, а потому значительно расширяется среду людей. Предметы и людей ребенок уже не рассматривает исключительно из положения лежания - ребенок начинает видеть, что рядом находятся всегда те же вещи, но они могут быть на разном расстоянии от него. Некоторые предметы двигаются, другие - нет, откуда возникают какие-то шумы, а иногда пахнет что-то вкусное и т. д. Где-то с седьмого месяца ребенок начинает понимать, что ни предметы, ни люди не меняют своего местонахождения, если их на момент упустить из поля зрения. В частности малыш будет искать игрушку, которая упала, хотя на какой-то момент оторвал свой взгляд от нее.
Мы замечаем, что ребенок осознает пространственные связи, такие как вверх и вниз, внутри и снаружи, близко и далеко. В девять месяцев он уже может взять нужную игрушку в каком-то коробке другого цвета.
Поэтому горизонты ребенка расширяются месяц за месяцем, он все лучше воспринимает то, что находится и что происходит в ее окружении. Но с десятого месяца свое внимание он все больше направляет на выявление мелких предметов и деталей. В этой фазе развития он охотно исследует с помощью своего указательного пальца глаза или рот своих родителей (или куклы). Эта настойчивость в выявлении мелких предметов свидетельствует о том, что ребенок теперь может сконцентрировать внимание на каком-то предмете на более длительное время.
Наблюдение и концентрация - это два основных умения, которые ребенок развивает. Они и являются предпосылкой для подражания, которое мы можем теперь все чаще наблюдать у ребенка. Собственно, благодаря подражанию теперь он может многому научиться в своей жизни, в частности научиться говорить.
Ребенок использует свое умение наблюдать не только для подражания. Где-то в конце первого года жизни он учится сочетать свои наблюдения и приобретенный опыт. Ребенок, например, понимает, что за игрушку, прицепленную на шнурок, можно потянуть; он может на основании наблюдений за взаимосвязями самостоятельно сделать первые выводы о своих действиях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)