Индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью. Нормативные документы
Родителям-воспитателям, приемным родителям целесообразно помнить, что во время определения статуса «ребенок-инвалид» лекарственная консультативная комиссия учреждения здравоохранения разрабатывает и предоставляет родителям индивидуальную программу реабилитации. Следует помнить, что перед обращением к врачебно-консультационной комиссии по поводу разработки индивидуальной программы реабилитации, родителям необходимо не только изучить все потенциальные возможности программы, но и попытаться разработать собственную ее версию - отметить те реабилитационные услуги и средства реабилитации, которые могут помочь ребенку, а также выработать собственную позицию относительно желаемого объема реабилитационных услуг. Поскольку индивидуальная программа реабилитации вступает в силу только после ее подписания законным представителем ребенка, целесообразно вести переговоры с руководителем врачебно-консультационной комиссии. А если тот не соглашается внести изменения и дополнения в программу, и не может предоставить убедительные доказательства своего отказа, - возле собственной подписи на последней странице во всех трех экземплярах индивидуальной программы реабилитации родителям стоит написать о своем несогласии и указать свои невыполненные требования (указать пункты программы, по которым ребенок не получил нужные ему рекомендации). Затем следует обратиться с заявлением о пересмотре индивидуальной программы реабилитации в региональное управление здравоохранения, далее - в Министерство здравоохранения. Индивидуальная программа реабилитации носит рекомендательный характер, работает, только если поблизости есть реабилитационное учреждение, но в противном случае может стать инструментом для упорной борьбы родителей по защите ребенка или для объединения усилий родителей для лоббирования создания нового реабилитационного учреждения.
Инвалидам, группу инвалидности, которым установлено без указания срока переосвидетельствования, и детям-инвалидам контроль выполнения и корректировки индивидуальной программы реабилитации проводятся не реже одного раза в два года.
В случае согласия инвалида, ребенка-инвалида (его законного представителя) ставится соответствующая подпись и указывается дата ознакомления с программой. В случае отказа от индивидуальной программы реабилитации или от ее отдельных разделов указанных лиц - указывается причина отказа.
Подпись председателя медико-социальной экспертной комиссии (врачебно-консультационной комиссии) и печать - ставятся при окончательном заполнении индивидуальной программы реабилитации.
Подведение итогов о выполнении индивидуальной программы реабилитации осуществляется медико-социальной экспертной комиссией, врачебно-консультационной комиссией при очередном составлении программы или при очередном осмотре инвалида, ребенка-инвалида. Даются рекомендации по дальнейшей реабилитации.
Основные этапы и характеристики развития ребенка
Современные исследования феномена здоровья человека обнаружили ограниченность чисто медицинского подхода, который определяет здоровье как отсутствие болезни. В уставе Всемирной организации здоровья записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Когда мы говорим о детях, то понимаем, что ребенок - это существо, которое непрерывно меняется (развивается). Меняется тело, двигательная ловкость, речь, мыслительная способность и игровая активность, социальные навыки т.д. Поэтому для облегчения понимания состояния здоровья ребенка необходимо описывать определенные сферы развития, которые в дальнейшем стоит сравнить с возрастными нормами для лучшего понимания и выделения проблемных сфер развития:
- физическое развитие;
- моторное (двигательное) развитие;
- познавательное развитие;
- экспрессивная и рецептивная речь;
- эмоционально-социальное развитие;
- развитие навыков самообслуживания. Все функции взаимно дополняют друг друга.
Здоровый ребенок в определенном возрасте приобретает определенные навыки в определенных сферах; и наоборот, ребенок, который в определенном возрасте не обладает характерными навыками в определенной области развития, будет побуждать родителей к поиску причин проблем в развитии для помощи этому ребенку.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)