Динамическое оценивание
Измерение на основе учебной программы
Измерение на основе учебной программы является методом оценивания, который предусматривает выполнение задач в течение заданного времени, а затем выстраивание графических схем достижений ученика. Измерение на основе учебной программы больше всего касается свободного владения материалом. Это означает, что мы берем во внимание скорость, с которой ученик способен выполнить предложенное задание. После оценивания скорости выполнения задания учеником мы строим график выполнения задач через отрезки времени. Таким образом, на графике можно увидеть прогресс ученика (или снижение результатов). Примером измерения, основанного на учебной программе может быть определение количества правильно прочитанных слов из книги за 5 минут, а затем фиксация с помощью графика прогресса ученика в течение учебного года, причем конечной целью может быть заранее определенный показатель (например, 150 слов).
Динамическое оценивание принадлежит к нескольким разным, однако подобным подходам к оцениванию обучения учащихся. Одной из ведущих характеристик динамического оценивания является наличие диалога или взаимодействия между экзаменатором и учеником. Взаимодействие дает экзаменатору возможность делать выводы о прогрессе в мышлении ученика (т.е. почему он дает именно такой ответ), а также о его реакции на какую-то учебную ситуацию (т.е. может ли ученик с подсказкой, обратной связью или с подражанием дать правильный ответ, и какие конкретно методические приемы формируют и поддерживают позитивные изменения в когнитивном поведении ученика).
Динамическое оценивание можно представить, как конструктивистский подход к оцениванию. То есть его цель - определить, что ученик выполняет, может выполнять самостоятельно, и что может выполнять с чьей-то помощью. Соответственно, меньше времени и внимания уделяется сравнению достижений ученика с установленными стандартами или результатами группы нормы в попытке выявить слабые стороны школьника. При динамическом оценивании - оценивание сконцентрировано на обучении и успешности ученика за период времени, а сравнение делают между нынешними и бывшими достижениями ученика. Кроме того, динамическое оценивание касается того, что ученик способен сделать при условии поддержки (подсказки, команды, физической поддержки). Некоторые из них естественно встречаются в среде ученика.
Обычно, динамическое оценивание предполагает такую последовательность: тест - обучение - повторное тестирование. Экзаменатор начинает с определения способности ученика выполнять задание или решать проблему самостоятельно. Затем ученику предлагают аналогичную задачу или проблему, а экзаменатор моделирует, как эта задача или проблема решается учеником или дает подсказки, чтобы помочь. В модели динамического оценивания экзаменатора поощряют постоянно взаимодействовать с учеником; такое взаимодействие называют медиацией (посредством), и считается, что она максимально увеличивает вероятность решения учеником проблемы.
Динамическое оценивание является перспективным приложением к современным методам оценивания. Поскольку здесь в процесс оценивания привлечен аспект преподавания, то оценивание такого типа может быть особенно полезным для учеников из числа маргинальных групп, которые, возможно, не сталкивались с решением задач или проблем, введенных до стандартизированных тестов. Аспект взаимодействия может иметь большое значение для более глубокого понимания процесса мышления у учащихся, а также подходов к решению проблем и соответствующих навыков. Конечно, получение информации о том, как ученик подходит к выполнению задания и как реагирует на различные методы обучения, может быть крайне необходимым для планирования методики обучения.
Оценивание с помощью портфолио
Наверное, самым важным типом внутреннего оценивания для учителя в классе является оценивание с помощью портфолио. Портфолио - это «собрание работ ученика, которое обеспечивает целостное видение сильных и слабых сторон ученика». Такое собрание должно предусматривать участие ученика в выборе содержания, критериев для отбора, критериев для определения ценности работ, свидетельствовать о саморефлексии ученика.
Подборка в портфолио охватывает образцы работ, текущие изделия ученика, результаты тестов с использованием различных инструментов и измерений.
Определяют три общих типа портфолио ученика:
- Рабочее портфолио: к его созданию привлекаются все: учитель, ученик и родители. Включаются как текущие работы, так и образцы итоговых работ.
- Показательное портфолио: портфолио содержит только лучшие работы ученика и вообще не включает текущих работ. Ученик сам формирует такое портфолио и решает, что туда вкладывать.
- Портфолио или учет, который ведет учитель. Такое портфолио содержит контрольные (тестовые) задачи ученика и образцы работ, предложенные учителем. Сюда помещены работы, не отобранные учеником к показательному портфолио.
Введение портфолио в классе дает учителю возможность основательно оценить прогресс ученика в течение определенного времени, помогает педагогам и родителям в процессе обсуждения успешности ученика, способствует оценке учебной программы и обеспечивает возможность активного участия ученика вместе с учителями в процессе оценивания.
Есть определенное противоречие в том, что следует вносить в портфолио, учитывая, что оно может играть очень важную роль в будущем образовании ребенка. Учителей побуждают создавать портфолио и структурировать их так, чтобы в будущем это помогало принимать решение в отношении учащихся. Впрочем, литература по вопросам оценивания с помощью портфолио предлагает мало практических рекомендаций относительно:
- видов решений, которые в будущем должны принимать учителя;
- характерных признаков содержания, необходимого для принятия конкретных решений;
- критериев, по которым следует принимать решение относительно ранжирования, выявления слабых сторон в обучении, улучшения методики обучения, соответствия определенным программам, оценивания результатов обучения, а также образовательных реформ.
Соответственно, для того, чтобы оценивание с помощью портфолио приносило больше пользы (в области специального образования), нужно провести больше исследований и предложить достаточно практической информации.
Аутентичное / натуралистическое / основанное на достижениях оценивание
Еще один метод, который приобретает все большую популярность среди учителей-практиков для оценки школьных достижений, - аутентичное оценивание. Этот метод, основанный на достижениях индивида, предусматривает применение знаний о деятельности, которая реально происходит, реального окружения или симуляции такого окружения с помощью реальной жизни, - того, что происходит в реальном мире. Например, когда человека оценивают на предмет художественных способностей, как правило, он представляет художественную работу, которую оценивают в соответствии с различными критериями. Это не просто оценка знаний индивида об искусстве, доступных материалах, художниках прошлого или истории искусства. Аутентичное оценивание иногда называют оцениванием, основанным на природных данных или оцениванием, основанным на достижениях индивида. Указанные термины можно употреблять как взаимозаменяемые. Каждый из этих методов в рамках аутентичного / натуралистического / основанного на достижениях оценивания имеет общие характеристики. Они охватывают такое:
- Просьба к ученикам выполнить, создать или сделать что-то.
- Выявление мышления на высшем уровне и навыков решения проблем.
- Использование задач, которые представляют значимые виды учебной деятельности.
- Использование реальных ситуаций.
- Привлечение людей, а не машин, к расчету количества баллов, используя способность человека к суждению.
- Требование к учителям усваивать новые методические роли и роли в процессе оценивания.
Этот новый вид оценивания все еще развивается, и поэтому согласование соответствующей терминологии для его описания - дело будущего.
Анализ задач
Анализ задач является очень подробным процессом; он предполагает разбиение конкретной задачи на базовые последовательные шаги, компоненты или навыки, необходимые для выполнения данной задачи. Анализ задачи - это «процедура выявления составляющих, которые образуют конкретный навык или разновидность поведения, чтобы помочь ученику овладеть этим навыком или поведением. Поведение, которое надо приобрести или которое надо устранить, называют целевым поведением».
Его применение дает учителю несколько преимуществ. Во-первых, этот процесс обнаруживает, что нужно для выполнения конкретной задачи. Он также дает учителю знать, может ли ученик выполнить определенную задачу, какая часть задания или навык является препятствием, а также порядок, в котором надо учить навыкам, чтобы помочь ученику научиться выполнять определенную задачу.
Анализ задачи - это подход к оцениванию, который достигает гораздо дальше потребности принятия решения о соответствии определенного ученика определенной программе или выбор той или иной программы для ученика. Анализ задачи может стать неотъемлемой составляющей планирования работы в классе и принятия методических решений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)