Оценивание в специальном образовании
Оценивание детей и подростков в специальной педагогике отличается в каждом отдельном случае. Методы оценивания необходимо определять индивидуально. Однако, для получения наиболее валидной (значимой) и точной картины сильных и слабых сторон ученика применяют всестороннее оценивание с использованием как формальных, так и неформальных методов оценивания.
Формальные и неформальные методы не являются техническими психометрическими сроками, следовательно, не существует общепринятых унифицированных определений. Формальные тесты предусматривают наличие одинакового перечня ожиданий для всех учеников и включают предусмотренные критерии для расчета результатов и интерпретации.
Понятие «неформальные тесты» применяется здесь для обозначения техник (методов), которые легко могут быть объединены со стандартной учебной деятельностью и рутинными процедурами в классе. Техники неформального оценивания можно применять в любое время без изменений в учебном расписании. Их результаты вытекают из деятельности и показателей ученика в процессе освоения навыков и изучаемого предмета. В отличие от стандартизированных тестов, во время неформального оценивания не ставят целью сравнить учеников одной группы с широкой группой или предвидеть будущие успехи.
Это не значит, что неформальное оценивание является бессистемным или лишенным правил. На самом деле, оно требует четкого понимания уровней возможностей, присущих определенным ученикам. Только в таком случае можно подобрать такие виды оценивания, которые будут целесообразными для учащихся. Неформальное оценивание направлено на выявление сильных сторон и потребностей отдельных учащихся без ссылки на ступени обучения (классы) или возрастные нормы.
Результаты тестов, ориентированные на норму, не подлежат интерпретации в соответствии с абсолютными стандартами или критериями (например, когда говорится, что «8 из 10 ответов являются правильными»), но скорее в соответствии с тем, как достижение конкретного ученика можно сравнить с достижениями конкретной группы лиц. Для того, чтобы такое сравнение имело смысл, следует определить валидную группу для сравнения - так называемую группу нормы.
Группа нормы - это большое количество детей, которые являются репрезентативными по отношению ко всем детям определенной возрастной группы. Такую группу можно получить, подбирая детей, которые по своим характеристикам представляют всех детей определенной страны - то есть, определенный процент должен представлять каждый пол, этническую группу (в случае Северной Америки, это, например, - выходцы с Кавказа, Африки, Америки, американские индейцы, азиаты, испанцы и другие), каждый географический регион (Восток, Запад и т.д.) и каждый социально-экономический слой.
После тестирования детей всех типов, составитель тестов может предоставить информацию о том, какие были получены результаты среди различных групп. (Эта информация - какие типы детей входили в группу нормы и какие результаты теста были у каждого типа детей - обычно подается в пособиях, которые прилагаются к тестам). Школа сравнивает результаты тестов среди детей, подлежащих оцениванию, с результатами тестов среди детей, принадлежащих к группе нормы. Это должно помочь тем, кто будет определять, являются ли результаты конкретного ребенка типичными, ниже или выше того уровня, который ожидается для детей определенной этнической группы, социально-экономического статуса, возраста или уровня учебной группы (класса).
Таким образом, перед тем, как делать предположение о способности ребенка на основе результатов теста, важно что-то узнать о той группе, с которой этого ребенка сравнивают. Особенно важно знать, сравнивают ли ученика с детьми такой же этнической принадлежности, социально-экономического статуса и тому подобное. В общем, результаты тестов имеют меньше ценности, чем больше различий имеет ребенок с группой нормы. Это именно та сфера, где стандартизированные тесты подвергают значительной критике. Часто организаторы тестирования должным образом не применяют данные о группе нормы, или же к группе нормы не относятся дети, подобные тем, которые подлежат тестированию. Более того, многие из тестов составлены некоторое время назад, и описание групп нормы в инструкциях к тесту может совсем не соответствовать характеристикам тех групп детей, которые проходят тестирование сегодня.
Нормативные тесты содержат низкий (базовый) и высокий (максимальный) уровни, чтобы в случае использования этих тестов освободить инструктора от необходимости обрабатывать все пункты каждого теста. Низкий (базовый) уровень является «точкой отсчета». Он представляет такой уровень умения решать задачи, ниже которого ученик способен правильно ответить на все вопросы теста. Пункты задач, расположенные ниже базового уровня, ученику не предоставляют, так как считают, что эти пункты явно являются правильными. Когда определен базовый уровень, исследователь разрабатывает все пункты до достижения учеником высоких (максимальных) результатов. Высокий (максимальный) уровень - это тот уровень, на котором ученик делает предполагаемое количество ошибок. Поэтому тестирование прекращают, потому что предполагают, что ученик будет продолжать давать неправильные ответы. Максимальные результаты являются «конечным пунктом». Он представляет такой уровень задачи, сложнее которой ученик будет выполнять с постоянно неправильными ответами на все последующие пункты теста. Например, если во время выполнения задания - «произнести слова по буквам» - ребенок неправильно сказал от 15 до 24 слов (максимальное количество неправильных ответов при этом - 10 в строке), то это означает, что исследователь должен прекратить тестирование, поскольку достигнут максимум.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)