Выводы
Обобщение исследований, имеющих место в специальной научной литературе показало, что вопросы формирования социального поведения у детей с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями рассматривались фрагментарно.
Анализ подходов к решению этой проблемы в основных работах по коррекционно-воспитательной работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не только подтвердил ее актуальность, но и дал возможность разработать систему воспитательных воздействий, которые улучшают развитие нравственных норм у этой категории детей. Итог этих исследований послужил значительным вкладом в осознание не только теоретико-методологических аспектов проблемы построения коррекционно-воспитательной работы с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью по формированию социального поведения в процессе их деятельности, но и оказался важным ориентиром их дальнейшего познания.
Обобщая полученные результаты исследования можно сделать следующие выводы:
- В специальной литературе нет достаточно работ, которые фундаментально исследовали проблемы формирования социального поведения у детей с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
- Анализ традиционных средств формирования социального поведения дает основания сделать вывод, что педагоги специальных заведений и центров ранней социальной реабилитации в своей работе пользуются теми же методами и приемами, что и в работе с детьми с нормальным психофизическим развитием и детьми с легкой умственной отсталостью. Но в специальных домах для детей-инвалидов, центрах ранней социальной реабилитации они имеют свою специфику, обусловленную особенностями интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью. Эти особенности отражаются на качестве и количестве знаний о нормах и правилах социального поведения, на степени их осознанности и на возможностях оперирования ими.
- Полученные результаты констатирующего эксперимента показывают, что уровень знаний детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью о моральных нормах неодинаков. Они дали основания выделить три группы детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью - эмоционально-лабильные, пассивно-индифферентные и агрессивно возбудимые - по уровню усвоения ими знаний о правилах социального поведения.
- Уровень и качество развития навыков и привычек социального поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью предусматривает проведение индивидуальной коррекционной работы с учетом особенностей выделенных трех групп детей с опорой на сохранившиеся функции эмоционально-волевой сферы. Положительные эмоции являются основным фактором для формирования у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью мотивов деятельности и потребностей.
- Эмоции в учебной и практической деятельности детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями вызываются внутренними потребностями с одной стороны и требованиями общественной среды - с другой. Когда внутренние потребности вступают в конфликт с внешними требованиями у индивида возникает негативная реакция, которая тормозит процесс усвоения правил и норм социального поведения. У эмоционально-лабильных детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью такая ситуация приводит к временному протесту, который проявляется в нарушении правил поведения во время деятельности. Это состояние кратковременное и быстро устраняется в условиях переключения их на другую деятельность с положительным ее подкреплением. Агрессивно-возбудимые дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в этом случае начинают умышленно нарушать дисциплину, агрессивно относиться к сверстникам и иногда к педагогам. Такое положение у них может продолжаться длительное время и устраняется только при условии временной изоляции от других детей. У пассивно-индифферентных детей с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями конфликтная ситуация приводит к замыканию ребенка в себе, что проявляется в отказе сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Такая ситуация преодолевается путем включения детей данной группы в другой вид деятельности в сочетании с использованием знакомых и любимых предметов и позитивным отношением к ним педагога.
- Коррекционная работа с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью предусматривает использование положения теории бихевиоризма, в основу которой положена система, которая опирается на механизм «стимул – реакция», то есть опосредованных внутренними переменными реакций на стимулы, поступающих из внешней среды.
- Наблюдение за детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в условиях специального учреждения наталкивает на вывод, что в случае относительной изоляции основным примером для подражания правил и норм является педагог, которого они полностью копируют. Воспитатель выступает основным, а иногда и является единственным носителем социальных норм в детском коллективе, ведь в большинстве случаев они не имеют возможности наблюдать за другими людьми. Таким образом от того, как себя ведет педагог в тех или иных ситуациях зависит и поведение его воспитанников.
- Одним из путей оптимизации формирования социального поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью является использование при коррекционно-воспитательной работе эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций. Их эффективность зависит от:
- установления связи между умениями, навыками и способами деятельности;
- они должны быть организованы на основе игровой деятельности, которая является ведущей на протяжении всего периода пребывания ребенка в учреждении;
- использование наглядности в сочетании с речевым объяснением норм и правил;
- подкрепление получения во время беседы знаний о нормах и правилах нравственного поведения практической деятельностью в общественной среде.
Анализ результатов исследований показывает, что итогом использования в процессе коррекционно-воспитательной работы эмоционально-обогащенных ситуаций является возникновение у детей положительных типов эмоционального регулирования. Знание о моральных нормах, полученные таким образом, гораздо лучше усваиваются детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и превращаются в устойчивые привычки поведения.
- Наблюдения на контрольном этапе исследования после использования эмоционально-обогащенных ситуаций свидетельствует о том, что все дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью улучшили свое поведение.
- Использование эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций дает возможность детям с умеренной или тяжелой умственной отсталостью на практике убедиться в преимуществе поведения, получить эмоциональное удовлетворение от совместной работы со взрослым и, таким образом, формирует у них внутренние мотивы для соблюдения правил социального поведения.
- Использование эмоционально-обогащенных ситуаций целесообразно не только во время воспитательной работы с ними, но и в процессе выполнения любой деятельности детьми с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями, поскольку они сочетают в себе словесные, наглядные и практические методы воздействия.
- Эмоционально-обогащенные воспитательные ситуации облегчают адаптацию детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в социальной среде после окончания специального учреждения. Они дают им возможность ознакомиться с жизнью за пределами заведения, с особенностями общения между разными людьми.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)