Теоретико-практические подходы к формированию социального поведения
Во время апробации разработанных эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций, организованных в процессе игровой деятельности ставились определенные дидактические и воспитательные требования:
- должны быть четко определены навыки и привычки, которые должен формировать педагог;
- необходимо учитывать уровень развития навыков самообслуживания, развитие моторной и речевой сфер;
- нужно обеспечивать активное участие детей в деятельности;
- при их организации принимать во внимание имеющийся уровень знаний детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью о правилах социального поведения и ставить проблемы, учитывая зону ближнего развития;
- вызвать положительные эмоции у детей.
Игры способствуют овладению детьми своим поведением, создают оптимальные условия для формирования нравственных качеств. Решая конфликтные ситуации, возникающие во время игр, дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью приучаются к самостоятельности, уменьшается их установка на постоянную помощь и опеку со стороны взрослых. В процессе игры определяются знания детей об окружающей их социальной действительности, по которой мир социальных отношений входит в их жизнь, поднимает его на более высокий уровень.
Отсутствие собственного общественного опыта, недостаточное эмоциональное общение с родителями и ограниченное педагогическое воздействие препятствуют детям с умеренной или тяжелой умственной отсталостью овладевать правилами социального поведения. Учитывая это, были разработаны такие ситуации, в которых за счет воздействия на эмоционально-волевую сферу воспитанников можно формировать у них определенные социально-положительные моральные качества. При этом принималось во внимание то, что работа по формированию навыков и привычек социального поведения у этой категории детей должна начинаться с изучения элементарных правил коммуникативного и практически-деятельностного поведения. Каждый навык, сформированный таким образом, должен быть окрашен эмоциональными мотивами деятельности не только в игровых, но и в реальных жизненных ситуациях.
Перед началом игры была проведена беседа, эмоционально обогащенная показом картинок и слайдов, на которых были изображены рабочие на строительстве и различные архитектурные сооружения. «Строитель - это профессия. Строители строят дома, в которых живут люди, магазины, кинотеатры. Вот посмотрите на экран, какие красивые сооружения они построили. Кто-то из вас может захочет стать строителем, когда вырастет. Для этого нужно хорошо учиться и уметь правильно себя вести. Сейчас вы будете строить маленький дом из деталей конструктора. Во время работы вы должны помогать друг другу, вежливо обращаться к своим товарищам, играть игрушками по очереди, не обижать друзей и не мешать им. Обратите внимание на картинку. На ней вы видите целую бригаду рабочих, которые совместным трудом построили этот красивый дом. Вы также только вместе, помогая друг другу, сможете построить маленький дом, а в будущем стать строителем». Затем с помощью одного ребенка строили дом и демонстрировали его детям, останавливаясь на том, что только вежливое отношение к товарищам, умение сотрудничать, взаимопомощь позволили правильно построить дом. В процессе совместной с ребенком деятельности было постоянно заострено внимание других воспитанников на поведении.
В процессе игры осуществлялся контроль за детьми, оказывались им необходимые «уроки помощи» в виде напоминания правил поведения. «Урок помощи» состоял из объяснения педагогом правил поведения, подтверждения его понимания ребенком (с помощью устной речи или жестов), непосредственно игровой деятельности.
Объяснительно-иллюстративная методика недостаточно эффективна для формирования у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью навыков и привычек социального поведения. В первой группе только один ребенок после пяти «уроков помощи» начал вежливо обращаться к сверстнику («Пожалуйста, дай!») и предложил ему свою помощь. У детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью второй и третьей групп этот показатель несколько выше и при этом необходимо отметить, что некоторые воспитанники этих групп начинают соблюдать правила после четвертого «урока помощи». Но несмотря на это, у большей части не удалось добиться соблюдения правил социального поведения. Это свидетельствует о том, что объяснительно-иллюстративный метод недостаточный для усвоения ими правил социального поведения, для его понимания.
Вторая часть формирующего эксперимента включала подкрепление объяснительно-иллюстрированного метода практическим включением детей в деятельность. Для этого было организовано посещение строительной площадки, где они должны были помочь рабочим убрать производственный мусор из почти готовой квартиры, помыть двери, кафель. Для этой работы брали воспитанников второй и третьей групп в возрасте от 9 до 14 лет. Перед началом работы с ними была проведена инструкция по технике безопасности. В процессе исследования на строительной площадке был применен иллюстративно-интерпретационный метод, показывая и объясняя им нормы и правила поведения в общественном окружении и подкрепляя это практической деятельностью. Количество «уроков помощи» было также не более пяти.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности применения в коррекционно-воспитательной работе по формированию навыков и привычек социального поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций. Применение этого метода позволило улучшить поведение воспитанников второй группы
Нужно отметить, что дети с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями во время игры в классе начинали соблюдать определенные нормы в большинстве случаев после пятого и некоторые после четвертого «уроков помощи». Включение детей в практическую деятельность позволило выработать привычки правильного социального поведения уже после второго и третьего «уроков помощи». Это также свидетельствует в пользу использования эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций в процессе проведения воспитательной работы по формированию навыков и привычек социального поведения в учреждениях для детей-инвалидов.
На третьем этапе исследования проводился контрольный эксперимент. Его целью было сравнение результатов о знании социального поведения детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью до и после использования в процессе формирования навыков и привычек социального поведения эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций.
У детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью второй группы знания формируются медленнее, чем у воспитанников третьей. Эти дети плохо усваивают правила сотрудничества, медленно приучаются соотносить свои интересы с интересами других, не замечают настроение товарищей. Такой низкий уровень свидетельствует о еще не достаточной сформированности у детей второй группы мотивов к деятельности. Практическая работа не вызывает у них такого эмоционального удовлетворения, как у детей третьей группы. Воспитанники в этом возрасте (8-10 лет) еще не способны контролировать свои эмоции, легко поддаются влиянию посторонних раздражителей, не могут долго заниматься целенаправленной практической деятельностью.
Показатели соблюдения правил социального поведения во время игровой деятельности в организации эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций у детей третьей группы несколько выше. Лучше всего у них сформированы навыки вежливости, взаимопомощи. Некоторые из них уже умеют соотносить свои интересы с интересами товарищей и поэтому не брали детали, которые им не нужны. Однако довольно часто зная, как нужно действовать в той или иной ситуации, они забывали об этом и их поведением начинали управлять эмоции.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)